24 ноября.

Здравствуйте! 

Позавчера играл спектакль в Ставрополе, а в театре сильно пахло краской. Просто в здании идёт ремонт. Зрителям, конечно, было неприятно, и мне даже пришлось сказать со сцены: «Если вы думаете, что мне на сцене не пахнет, то вы ошибаетесь». 

Никакие запахи с театром практически не сочетаются. В идеале должно быть так, чтобы никаких запахов в театральном зале не было, ничто не должно отвлекать человека. Для меня, как для зрителя, несколько спектаклей были напрочь испорчены тяжелыми и пряными запахами духов, которыми обильно воспользовались сидящие неподалеку от меня зрительницы. Хотя, может это, был и зритель, просто с отвратительно плохим вкусом к парфюму. 

Но то, что случилось со мной во время спектакля в городе Иркутске в сентябре, вот это был просто вопиющий случай. 

Я исполнял в Иркутске спектакль «Предисловие». Работал в областном ТЮЗе. Театр небольшой, компактный, приятный, но определенно требующий ремонта. Сквозняки в этом театре гуляют мощно и в самых непредсказуемых направлениях. В этом театре кажется, что дует отовсюду… Так вот… Играю я себе «Предисловие». Спектакль длинный, идёт минимум два часа сорок пять минут. До спектакля я всегда за четыре часа ничего не ем, поэтому все чувства и ощущения обострены…

Играю себе, играю и вдруг начинаю отчетливо ощущать запах еды… Я довольно строго слежу за тем, чтобы в гримерной или в коридорах за кулисами до спектакля едой не пахло. Во-первых, перед спектаклем я всегда голоден, и запах еды для меня мучителен. К тому же гастрономические запахи просто сбивают настройки и отбивают желание и возможность творить искусство. Проще говоря, есть на рабочем месте неправильно.

Так вот, играю в Иркутске и в самом начале второго часа спектакля улавливаю сначала слабый, а потом все более и более нарастающий запах еды. А запах такой… Вот представьте себе запах готовящихся котлет… В этом запахе собраны все ароматы кипящего жира, жарящегося лука, мяса и еще бог знает чего. Такой запах может свести голодного человека с ума, из-за такого запаха человек может за котлету продать родину… А я в это время исполняю самый лирическую часть спектакля… А запах усиливается. А в зале среди зрителей начинается какое-то движение. Люди заёрзали, закрутили головами, начали активно принюхиваться, и вдруг в темноте, среди зрителей, прозвучал мужской голос: «Да это однозначно котлеты…»

Знаете… Мне пришлось остановить спектакль. Я извинился. Сказал, что должен выяснить что происходит, и пошел со сцены за кулисы. За кулисами запах еды можно было резать ножом. Но никого не было, кроме безмолвно стоящего охранника. Я сказал ему, чтобы он немедленно выяснил причину запаха, и чтобы эта причина была немедленно устранена. После чего вернулся на сцену и, ощущая себя выступающим на кухне большой столовой, продолжил спектакль.

Вскоре мы все почувствовали, что направление сквозняков изменилось, и запах стал улетучиваться, уползать… Но он все равно успел въесться в одежду, в волосы и во всеобщее настроение. Я готов был тогда казнить всех тех, кто устроил зрителям и мне такое испытание. Я был уверен, что это какие-то местные электрики или монтировщики затеяли пиршество. Я играл спектакль и думал о репрессиях. 

Какого же было моё изумление, когда выяснилось, что источником и причиной запаха были принесенные в театр моими коллегами, моей командой позы… Позы — эта такая бурятская еда, весьма распространённая и популярная в Иркутске. Можно сказать, что это такие бурятские манты, только мясо в позах должно быть мелкорубленым, а не представлять из себя обычный фарш. В начинку поз входят специи, лук… Проще говоря, это очень пахучая еда. Бывают такие зверские позы, что на третий день можно учуять то, что человек поел поз. 

Ребята сказали мне, что, услышав мой текст про запах со сцены, они схватили эту чудесную еду и вынесли её на улицу. Причём, в той гримерке, в которой они решили полакомиться пахло не очень сильно или почти совсем не пахло. Просто таинственные иркутские сквозняки вытягивали запах прямиком в зрительный зал…

 Кстати, сохранилась аудиозапись этого спектакля, и вы можете послушать как всё это происходило в действительности. Зрителям было весело, но мне, поверьте, было не до смеха. Вот здесь запись фрагмента с запахом. К сожалению, аудиозапись сам запах передать не может.

Ваш Гришковец!