Здравствуйте!
Вчера выдалась такая погода, о какой можно только мечтать. День победы, всё-таки хороший праздник! Сколько себя помню, в этот день погода, обычно радует. Только очень хочется, чтобы поскорее из этого праздника ушли те глупости, всепоглощающий и разъедающий мозг пафос, чтобы не ходили игрушечные солдатики по площадям областных центров и столиц, чтобы этот праздник стал чем-то светлым и радостным, как-то всё-таки стал уходить в историю и перестал бы быть чем-то предвыборным…
А мы ни на какой парад вчера не пошли, а поехали к морю в Светлогорск, некогда немецкий город Раушен. Погуляли, посидели у совершенно штилевого моря, поглазели на нарядных байкеров, которые чинно разъезжали под марш «Прощание славянки» по променаду. Пили вкусное немецкое пиво… и пришло понимание, что неплохо отмечать День Победы у моря в чудесном месте, которое фактически является единственным оставшимся в России трофеем той страшной войны.
А сейчас хочу закончить свои норвежские заметки…
Я влюбился в Норвегию, это совершенно точно. Поеду туда обязательно и, надеюсь, не раз. Что-то во мне совпало с этой страной.
Хотя полноценного и подлинного общения с норвежцами, кроме как знакомства и длительной беседы с Эрлендом Лу, у меня не получилось. К сожалению надолго или навсегда закончились мои прежние фестивальные и гастрольные путешествия в одиночку по Европе. Когда-то в 2000-2002 годах во Франции, Германии, Австрии, Финляндии и пр., на мои фестивальные и гастрольные спектакли ходили только исконные немцы, финны, французы, австрийцы и пр. Теперь же, куда бы я не приехал, зал заполняют минимум на 80% наши бывшие граждане. В этом случае исполнение спектаклей с переводом становится делом довольно сложным, а главное, бессмысленным. Некий же творческий интерес и азарт донести универсальные смыслы до иностранного сознания также исчез. Я потерял всякое желание играть в Европе, так как всё это сопряжено с большими техническими сложностями, с длительными репетициями перевода, с трудной работой над самим переводом, а, в итоге, это перестало быть кому-то нужным, так как все билеты выкупаются носителями русского языка, расползшимися по Европе и жаждущими периодически прикоснуться к родной культуре. Уж лучше и проще играть спектакли в разных родных городах, играть в хороших театрах для большого количества людей, чем исполнять их для горстки французов или бельгийцев, затерявшихся среди наших эмигрантов.
Тоже самое было и в Норвегии. На встречу со мной и на презентацию книги пришли живущие в Норвегии наши. И во время презентации «Рубашки» на норвежском языке главный вопрос был: «А не привезли ли вы свои книжки на русском языке?» С подлинно норвежскими читателями мне повстречаться практически не удалось. Они были, но они даже не решили задавать вопросы, поскольку ко мне обращались в основном на русском языке.
В Норвегии не очень много русских. Мне сказали, что около 15 тысяч. Это, конечно, ничтожно мало по сравнению с тем, сколько наших живёт в Лондоне. Среди этих пятнадцати тысяч довольно много тех, кто работает в нефтяных компаниях или тех, кто занимается наукой или преподаванием. Есть и студенты. И в большинстве из них уже укоренились все типичные эмигрантские симптомы и настроения. Они через одного говорят о том, как плохо в Архангельске или в Мурманске, откуда они уехали, о том, какая Норвегия прекрасная в смысле экологии страна. Как много в Норвегии разных возможностей для занятия спортом и прочее, прочее, прочее. Одна девочка, лет 21-22-х, сказала так: «Здесь так замечательно, здесь так спокойно!» И тут уже не выдержал я. Я сказал, что в её возрасте спокойствие не является чем-то ценным. Как можно в возрасте едва за двадцать желать спокойствия?! Я вдвое старше её человек ещё даже не думаю о спокойствии. Для меня спокойствие – это какое-то дальнее и ещё пока невнятное желание и ценность. А в её возрасте спокойствие – это скука и больше ничего.
Очень печально русское сообщество в Норвегии. Оно печально по той причине, что, конечно, норвежцы ментально много дальше от нас, чем даже финны. Наши бывшие граждане, очевидно, мало и только по делу общаются с коренным населением. Держатся наши, сбившись в кучку. Страшно скучают, я бы сказал, изнывают от отсутствия подлинной жизни, но всё равно гордо держат свой маленький эмигрантский флаг людей, которые правильно сделали, что отвалили. А я в них вижу только признаки некой совершённой роковой и чудовищной ошибки в результате которой, пусть очень непростая, возможно крайне сложная, но настоящая жизнь прервалась, и началось что- то странное, никому не нужное, наполненное целой системой самозаклинаний и самооправданий.
Ко мне в Осло подошли ребята и попросили разрешения поставить какую-нибудь мою пьесу, потому что они решили делать в Норвегии русский театр. Недавно поставили Коляду. Я посмотрел на них, как на очень заблудившихся людей, и сказал: «Ребята, зачем вам это надо? Ваш театр же похож на театр в партизанском отряде! Возвращайтесь домой и ставьте дома, в родных городах то, что вам хочется и то, что вам нравится! Зачем нужна эта партизанщина? Или, уж если приехали сюда, то ставьте Ибсена или Эрленда Лу… ставьте что-то норвежское на норвежском языке или пишите пьесы про свою собственную, уже эмигрантскую жизнь…»
Норвегия так прекрасно гармонична в своей северной красоте, что на фоне этой гармонии исковерканные жизни (я их ощущаю исковерканными) выглядят как-то уж очень трагично.
Так что, когда поеду в Норвегию, постараюсь общаться с облаками, птицами, волнами, ветрами, камнями, деревьями и с теми спутниками, то есть, друзьями, с которыми приеду туда с тем, чтобы потом вернуться обратно на Родину.
Ваш Гришковец.
Про День Победы — Да!
Его празднование свелось к многочисленным репетициям парада в Москве, подробными комментариями их деталей, показами по ТВ, тщательными списками перекрываемых для движения улиц, а также гордой декларацией миллиардных расходов на эту, по большому счёту (учитывая количество оставшихся в живых ветеранов и их скромные доходы) ненужную браваду.
Вот показали вчера записи песен в исполнении Бернеса…
«Враги сожгли родную хату,
Убили всю его семью…»
И ничего больше не надо.
Просто 9 мая надо сделать рабочим днем, тогда не будет этой бухой молодежи с пивом и шашлыками и прочей пошлятины. А те, кому этот праздник действительно дорог, уже давно не нуждаются в выходных..
p.s. Отличный прикид)
Однако, Калиниград — не единственный трофей, который остался у России. Есть еще, например, славный город Выборг.
Евгений,
И да и нет.
Перефразирую: что норвежцу хорошо, то русскому — смерть. После веселых девяностых для многих спокойствие стало целью, для остальных — это только побочный эффект среды обитания. Не буду говорить за других, но мне это спокойствие нужно, как ложка для спагетти, вроде с ней и удобнее, но ем я их всё же вилкой. Да и что поделать, если чему-то стоящему можно научиться только за рубежом — дома этому не учат. Хотя, в скором времени всё это понадобится и дома (как, впрочем, и всегда).
Вы ведь тоже жили за границей, и чему-то это Вас научило. Только вот жили Вы в более ритмичной стране.
Надеюсь, в Ставангере не всё столь ужасно было, что теперь только с камнями общаться. :)
Кстати, вот ваш портрет в ночи, мои мысли по теме: https://poonker.livejournal.com/17934.html
Алексей К.
А у нас в Рязани на 9 мая обычно дождь,потому что в Москве 9-го,тучи разгоняют, что бы высокопоставленных лиц не намочило,а тучи к нам летят.
Евгений хорошо сказал про спокойствие) очень понравилось… В Норвегии я ни когда не был, а вот, думаю, за тем самым спокойствие можно было бы туда съездить. Просто на несколько дней отдохнуть от кутерьмы творящейся вокруг, но потом обязательно обратно, в нашу безудержную кутерьмы — без нее ведь ни как! )))
Поток друзей, уезжающих отсюда ТУДА не становится меньше. Не вижу ни у кого желания убежать от проблем в спокойную жизнь. У всех одно и тоже — непреодолимое желание вылезти из болота, вырваться на свежий воздух. Дело не в деньгах. Деньги лишь добавляют горечи в ощущение того, что все вокруг — дерьмо. Убеждена и утверждаю — мы устали от качества отношений в обществе. Мы уже не можем жить в собственной системе координат, формирующей наше отношение ко всему, что окружает. К людям, вещам, процессам, государству, политике, бизнесу. Мы чувствуем, что живем в болоте или в зловонной тесной камере. Отсюда непреодолимое желание вырваться. Люди готовы уйти, уехать, убежать и жить среди тех, кого НЕ понимают, потому что им противно и невозможно стало жить среди тех, кого они понимают.
Вам легче смотреть на это ИНАЧЕ, потому что у вас есть выбор другого качества. Не все его имеют и не все способны его создать. Многим приходится жить от зарплаты до пенсии, обслуживать своим трудом это болото, потому что нет средств и сил уйти в самообслуживание, в самообеспечение, на свежий воздух к творчеству, к морю и пиву. Особенно, если «на руках» дети, старики, а за плечами выбор, к которому тебя никто не принуждал. Конечно, всегда можно пуститься в свободное плавание, попробовать не поддерживать жизнь в болоте. За таким шагом она — долгожданная свобода. НО! как сбросить груз вины за то, что эта свобода оплачена слезами ребенка и беспомощностью старика? Я уходила из болота. Вырвалась, ощутила эту свободу, состоялась и знаю, что была права, но слезы в глазах сына, который остался БЕЗ меня — это боль на всю жизнь. Она со мной навсегда. Она утратная и нет слов, чтобы ее описать. Прошли годы, мы научились быть вместе иначе, мы есть, как мама и сын, но боль не проходит и чувство вины не пройдет. Я знаю, что моя свобода оплачена ЕГО слезами и болью.
Победа — это то, что всегда с тобой, если ты побеждал и прошел через утратную боль. Вы жестоки к уехавшим и я понимаю вас. Но меня не покидает чувство, что это не они уезжают, а мы их бросаем. И их слезы — цена, которой оплачено НАШЕ освобождение…
В шляпе, в приталенном пальто… Такой смешной:) Кепка к лицу Е.Г. подходит больше.
На праздник победы мы ходим к нашему Кимовскому мемориалу на возложение на цветов — звучит официально, но людей приходит почтить память павших из года в год много и нас ни кто приходить не заставляет. И праздник этот совсем не такой светлый и радостный, как хочет ощущать его Е.Г., и желать его забвения в истории может человек, родившийся вдали от места боёв. Например, человек из Кемерова. А под д. Михайловкой (ныне мой Кимовск) фашистов остановили, не дали гадам выйти в рязанскую обл. Вот так.
А для меня вот 9-е мая — это нечто особенное!..Вот уже который год в этот день я неизменно работаю… Но это превращается в волшебство, когда стоишь на сцене, а перед тобой почти 6 тысяч человек встают на минуте молчания, когда видишь этих Великих людей с медалями и седыми волосами в первых рядах огромного Кремлёвского концертного зала… Вот это волшебный момент! Для них и хочется в этот день работать, им хочется подарить праздник!!! И как я рада, что у меня есть такая возможность!!!
С праздником!!!
Здравствуйте!
Вы не задумались от чего уехала эта, встреченная Вами девочка, которая рада спокойствию в свои 20 лет? От какого ужаса или бреда повседневной жизни?
Снова удивила запись про эмигрантов. Настолько, что хочется разъяснений. А то уехала, живу себе спокойно.), чувствую себя обычным, нормальным человеком (ну, может быть, чуть счастливее среднего, но это не от того, что уехала.)) и даже не догадываюсь о том, что жизнь моя исковеркана.)
Уважаемый Администратор, не могли бы Вы передать Е.Гришковцу просьбу написать об эмиграции? Ну правда интересно, почему у человека, у которого самого не получилось эмигрировать в силу незнания языков, образования, возраста, склада характера и т.д. (автору блога причины, конечно, виднее.) такой общий взгляд на других? Я такие мысли впервые прочитала в этом блоге. Мне кажется, их можно отнести к волне эмиграции сверстников Е.Гришковца. Мне же, человеку возраста той спокойной девушки, всё это как-то далеко и непонятно. Внешне моя жизнь очень изменилась, об этом даже говорить нечего, уровни жизни и сравнивать не берёмся, внутренне — тоже изменилась. Что-то из Гумбольдта вспоминается: изучая иностранный язык, мы расширяем своё сознание на целый новый мир. Ну вот и плюсуем к моему русскому сознанию ещё и местное, и получается, что жизнь моя не только не оскуднела, но и обогатилась. А ещё здесь моя любовь, что, конечно, к эмиграции отношения не имеет, но делает меня наисчастливейшим человеком.) Вот и интересно, таких, как я Е.Гришковец берёт в расчёт?.)
Уважаемая Елена ЖЖенова! А что, эта девушка голодала? Пахала , запряженная в плуг вместо лошади? Бежала под пулями? Нееет! Беженцев там — под белы ручки и депортировать, как недавно случилось с девушкой осетинкой, которая там жила лет пять уже. Вы представьте, сколько денег надо , чтобы туда доехать, и жить там первое время. Скорее всего девушку сплавили богатые родители. Ну и ладно — пусть живёт. Только пусть, подобно многим эмигрантам не считает себя бог весть какой избранной — а оставшихся — быдлом. И прав Гришковец — переехал в Норвегию — ставь Ибсена.
Гейм и Новосёлов правильно сделали что уехали, но… их всего два… а во вторых они раздвоением не мучаются — «какое Сколково? Мы английские учёные» Это по крайней мере честно.
Уважаемый nnFs, наверняка ТА самая девушка в России не пахала и не сеяла. Иначе как бы она заработала на переезд… Кто знает, зачем и почему другие эммигранты выбирают продолжение своего жизненного пути в условиях другой страны. Я знаю, что далеко не всегда они руководствуются стремлением устроиться по-материальнее, пожить побогаче где-нибудь в Канаде. Я лично ТУ девушку понимаю. После всеобщего российского хамства и на друг-друга наплевательства там ей лепота…
Ну вот, опять об эмигрантах с надрывом.
Тысячи людей во всем мире меняют место жительства по разным причинам. И из «спокойной» Европы уезжают люди в … Латинскую Америку (потому там климат лучше), в Россию (потому что интересно), в США (потому что потому). Да куда угодно. И ничего такого в этом нет. И никто этого не стесняется и руки не заламывает. Кто-то приживается на новом месте, а кто-то плачет и размазывает слезы кулачком всю оставшуюся жизнь. Люди все разные, слава Богу. И у всех есть причины, почему хочется ехать куда-то. И не всегда с этим связаны страдания, ностальгия, неприкаянность. Очень многим людям движение только на пользу, а сидение на попе ровно — наоборот, во вред.
У Вас же, Евгений, тоже были какие-то лично ваши причины уехать тогда, давно, из родного Кемерова. И тоже Вас занесло далековато от Сибири. И ничего. А люди — везде люди. Не лучше и не хуже.
И еще мне очень не понравилось, что все уехавшие из России люди, представляются кучкой обособленных экзотов, страдающих по любому поводу. Это, мягко говоря, не совсем так. Все гораздо разнообразнее, поверьте.
P.S. ок. :)
Полность поддерживаю мнение Елены Маркосян. Всё очень точно написано.
А «девочка, которой 20» уехала не сама — (родители увезли лет 10 -15 назад) — но она ПОМНИТ ещё, что тогда был сильный СТРАХ у родителей за детей.
И слава богу, что им сейчас СПОКОЙНО.
Как же правильно сделал Евгений, что отключил комменты.
Всё равно, кроме желания переделать , перебороть, настоять на своём мнении , отличном от мнения автора, там редко что встречалось, увы.
Своё мнение об эмиграции Гришковец имеет уже лет двадцать как… высказывает публично лет десять как… значит имеет на это право. Сам через это прошел.
Ну не комплексуйте так, господа эмигранты, ваши обидки всё время только подтверждают слова Евгения.
(Особенно смешно было встречать иногда высказывания о том что Евгений завидует(!) тем кто уехал, потому что у самого не получилось) Хм…