Прощай Королева

Не помню от кого и каким образом в детстве, в Сибири, в Кемерово досталась мне монетка. И не просто иностранная, а австралийская. Беленькая, блестящая. Десять центов. Она сразу стала драгоценностью и заняла своё место в коробочке рядом с парой гранёных цветных камешков, магнитом, куском горного хрусталя и военной медной пуговицей с якорем. Мне была показана на карте Австралия, было растолковано как далеко она находится, что именно там живут кенгуру и антиподы, то есть люди, которые под нами вверх ногами. Сколько раз я засыпал с этой монетой под подушкой, сколько времени я мечтательно её разглядывал, как приятно было держать и вертеть её пальцами.

На ней с одной стороны было изображение птицы, а с другой женский профиль в короне. Женщина та не была молодой или пожилой, не была красивой или некрасивой, она была прекрасна и величественна. Тогда в моей жизни появилась Английская королева. До неё королевы были только в сказках, в основном, коварные, ещё на потёртых бабушкиных игральных картах. Те королевы были сильнее валета, но слабее короля, а эта была Английская и она жила в Англии. Жила одновременно со мной и её профиль был на монете, на которую в Австралии можно было что-то купить.

На доступных мне монетах никаких людей не было. Только на увесистом рубле был профиль Ленина. Но рубль был мне недоступен, профили Ленина были повсюду, и ничего интересного и удивительного с Лениным связано не было. Он уже не жил, и перед его изображением нужно было благоговеть. А это было скучно. Любоваться же им было нельзя. Рубль хотелось, а благоговеть нет. Королевой же можно было любоваться.

И почему-то именно та маленькая монетка давала ощущение, что у меня есть деньги. Настоящие! Как пять золотых у Буратино. Монетка потом куда-то пропала. Настоящие деньги имеют такое свойство.

Портрет Королевы Великобритании висел в нашем школьном кабинете английского языка. Слева от доски. Справа на стене была карта Великобритании и флаг Великобритании. Я от скуки изучил каждую чёрточку того портрета и корону изучил. Это было лицо реального человека, живущего в Букингемском дворце. Учительница показывала нам фотографию этого здания. На карте ярко был обозначен город Лондон. Но женщина на портрете была непостижимо недосягаема. Королева, одним словом. Настоящая! Елизавета Вторая! Без фамилии и отчества.

Потом я услышал историю про то, как королева Англии принимала, а точнее, давала приём в честь первого человека в космосе, Юрия Алексеевича Гагарина. Дедушка поведал, что Королева пригласила Гагарина на чай и он, будучи человеком из глубинки, размешав сахар, оставил ложечку в чашке, да так чай и пил. Такое чудовищное нарушение этикета вызвало оцепенение у лордов, герцогов и герцогинь, а Королева, увидев это, тоже оставила свою ложечку в чашке и пила, как Гагарин, сняв неловкость ситуации, проявив Королевское великодушие, гостеприимство, мудрость и уважение к первому космонавту мира.

Другой вариант этой истории рассказала учитель истории. В её варианте Гагарин и Королева пили чай с лимоном, Юрий Алексеевич допил чай, достал ломтик лимона из чашки рукой и съел. Присутствующие члены палаты лордов, принц Уэльский и какой-то епископ офонарели, но Елизавета II сделала то же самое, показав всем, кто настоящая Королева и своё величие… Был ещё вариант с поеданием рыбы за обедом, но я его не припомню, и поговаривали про танец. Но что-то не верится. Истории про ложечку и лимон тоже не задокументированы, но приём у Королевы — факт.

Как же меня восхитили эти рассказы! Я был в восторге от Королевы! Захотела космонавта – пожалуйста! Как ей отказать? Поступила остроумно, легко, очаровательно! И конечно, я позавидовал не Королеве, хотя любил и люблю Гагарина, а нашему герою. В космос слетал и видел Королеву, чай с ней пил, возможно, потрогал. На памяти много документальных кадров хроники триумфального мирового турне Юрия Алексеевича… Нью Йорк, небоскрёбы, летящие бумажки, толпы, и он в открытой машине. Париж, Москва, Красная площадь… С Королевой у него нет ни одного фото… Но она его принимала! Вот высший уровень! Королева!… Это вам не Президент, не Политбюро, не Генеральный секретарь или премьер-министр.

Потом я слушал Битлз. Они стали для меня богами. С ними и именно с ними я осознал красоту английского языка. А Королева их тоже принимала и вручила им какие-то ордена… Значит, и она любила Битлз.

А ещё потом я услышал и узнал группу Куин и Фредди Меркьюри. На пластинках их двух моих любимых альбомов было изображение герба Великобритании: лев, единорог, корона… И название группы Queen – Королева… Значит, она позволила…

А потом были английские романы… Вальтер Скотт… И все эти войны Алой и Белой розы, рыцари, Ричард Львиное Сердце, благородные и подлые короли, казнённые королевы, Шекспир… Королевские хроники, интриги, убийства, замки, дворцы, принцы, походы… А в итоге – она! Королева Елизавета Вторая, прямая наследница всех этих веков, историй и легенд. ДажеТри мушкетёра коснулись её предков пресловутыми подвесками…

Шерлок Холмс и доктор Уотсон были подданными той самой короны, которую я впервые увидел на маленькой монетке у Елизаветы на голове… Викторианская эпоха… Всё сошлось в ней! В Королеве, при которой я родился.

Когда я начал проходить в школе экономическую географию, индустриальное развитие, капитализм… Никогда наша учительница не называла английскую денежную единицу просто фунтом. Она всегда говорила Фунт Стерлингов. Это словосочетание завораживало. Мы знали, что фунт – это мера веса… Тут же был фунт каких-то Стерлингов. А это вам не фунт изюму! До сих пор не знаю, что такое Стерлинги, и намеренно не узнаю, чтобы не развеять мифическое звучание и ощущение. А теперь говорят просто «фунт» и всё тут. Да и Фунт стал почти равен Доллару и не так уж давно изобретённому Евро… Сейчас фунт не тот. Его фунтом Стерлингов не назовёшь. Это в Фунте Стерлингов было больше двух Долларов, больше пяти Марок, куча Франков, Гульденов и гора Лир. Никогда уже к фунту слово «стерлингов» не вернётся. Единственно что осталось на фунте великого – это только лик Королевы.

Мне довелось уже во взрослые годы видеть совсем недалеко, своими глазами, воочию короля Бельгии Бодуэна. В Брюсселе. Ко дворцу подъехал кортеж и, к слову сказать, из английского Роллс Ройса вышел король. Пожилой, полноватый, в сером костюме. Он махнул рукой небольшой толпе, толпа что-то прокричала, и король засеменил по лестнице. Ничего я не почувствовал, ничего во мне не ёкнуло, не затрепетало и не обрадовалось. А чему радоваться? Этой Бельгии, как государству без году неделя. Герцога Люксембургского видел в Штутгардтской опере… Мне сказали, что там герцог. Но там, куда показали, сидело с десяток мужиков. Кто из них герцог, я не понял. Но я же его видел! Он был один из них. На голландских гульденах чеканили королеву Нидерландов. Но без короны… Не на что смотреть! Король Норвегии на церемонии вручения Нобелевской премии похож на очень важного дирижёра, не более. Был я как-то в Испании вресторане, в нём кругом висят фотографии короля Испании, и все говорят – это, мол, его любимый ресторан. Попытался я что-то по этому поводу ощутить, даже у его излюбленного столика постоял… Ничего! Прерывалась династия. Испания долго была и вовсе без короля. 

А Королева Елизавета по кабакам не ходила. Пойди, найди её любимый ресторан…

Про африканских, ближневосточных, юго-восточных, азиатских и островных королей, королев и принцев даже говорить не буду. Уважаю, но нет во мне трепета, не возникает восторга прикосновения к историческим и культурным, понятным мне глубинам и пластам.

Если звучит словосочетание «Королевский симфонический оркестр», нет сомнений – он английский! Королевский театр, Королевская библиотека, Королевское географическое общество, Королевская конница, гвардия, флот… Королевские ВВС… Королевские корги… Они были королевскими и при королях… Но для нас они Её, Елизаветины! Потому что подавляющее большинство людей, живущих на Земле, родились во время её правления.

Однажды, на греческом острове Корфу я оказался неподалёку от маленького дворца Мон Репо. В нём когда-то родился и провёл детство муж Елизаветы Второй, принц Филипп. Я спросил, бывал ли он здесь. Мне ответили, что бывал и несколько раз с женой. Тайком. Инкогнито. Скромно… А вот тогда в душе моей всё встрепенулось радостью и восторгом… Она тут была!

Мы видели много хроникальных кадров с ней, мы помним её вечные шляпы… Мы смотрели массу фильмов про неё в разных возрастах. Смотрели сериал… Мы про неё много слышали и знаем… Не любила Принцессу Диану, была непростой матерью и бабушкой. Была нерешительная в чём-то, в чём-то упряма, консервативна и в то же время современна, давала титулы лордов и рыцарей весьма экстравагантным, но ярким персонажам. Один сэр Элтон Джон чего стоит! И все они принимали из её рук, всё, как милость и благо. Гордились этим страшно!

А вот какая она была в действительности?… Никто нам не расскажет… Не смогут! Муж не рассказал… А дети и внуки? Вряд ли! Не того уровня… Уинстон Черчилль или Маргарет Тэтчер, наверное, смогли бы. Но были сильно заняты другими делами. О ней много разрозненных воспоминаний. Из них цельная и ясная картина не складывается.

Нет человека на Земле, чьих изображений в разных возрастах в профиль и анфас было бы напечатано и отчеканено больше, чем изображений Елизаветы II. И всё же её образ ускользает. Остаётся ощущение, впечатление, миф… Безупречный! Королевский! 

Те, кто видел, как она принимала президента США Дональда Трампа, эти кадры облетели весь мир, не забудут! Этот здоровенный нелепый мужик, воплотивший в своей манере, жестах, походке, причёске, мимике, поведении, красном галстуке и расстёгнутом пиджаке… Воплотивший всё безумие новейшей истории… И она, крошечная, в васильковом пальто и шляпе, пожилая, почти игрушечная… Он, обладатель колоссальной власти, руководитель самой могущественной и неудержимой державы… И она, не имеющая никакой власти и полномочий, символ, казалось бы, просто архаизм, дань традиции, ритуал… Однако сколько в ней было снисходительного, но подлинного величия, спокойствия и безупречного владения собой! А в нём только небрежная самоуверенность сиюминутности.

Если незамутнённым знаниями взглядом посмотреть на королевских гвардейцев у Букингемского дворца… Они же довольно нелепо выглядят! Забавно, совсем не грозно… Эти шапки мохнатые, красные мундиры, ботинки. Но они охраняли Королеву! Они все её видели! Их странная одежда уходила вместе с Королевой в стародавние времена и поэтому вызывала только восхищение…

Но она умерла! Они осиротели! Традиция без неё сразу утратила содержание. С прежним чувством они не смогут носить свои медвежьи неудобные шапки, которые без Елизаветы сразу стали почти смешными. Новый король прежнего чувства не обеспечит.  Боюсь, королевские гвардейцы долго в своём нынешнем виде у дворца не устоят… Боюсь, увидим мы их в удобной и вполне утилитарной форме… Боюсь, это не за горами.

Елизавета Вторая умерла! И ни один монарх мира уже не будет столь вожделенной мечтой туриста. Ничьи подданные не будут так любить и так ценить носителя ни одной короны. Ничей королевский кортеж не соберёт таких восторженных толп, ничей силуэт не будут высматривать в окнах Букингемского дворца, и никто не примет с тем же благоговением титул, награду или приглашение от другого монарха, с каким принималось всё от Елизаветы Второй…

Она была последняя! Последняя настоящая Королева!

Всё!

На её фоне череда недавних премьер-министров Великобритании смотрелась нелепо до оторопи…

Её больше нет.

Да здравствует……………