3 ноября.

Здравствуйте!

На днях остро ощутил довольно давно забытое чувство зависти. Удивился ему, а потом сам над собой посмеялся…
А вновь повстречался я с завистью в родном городе. В Кемерово.

Были гастроли по Сибири. Изначально мы запланировали Новокузнецк, Прокопьевск и Барнаул. Но в какой-то момент я понял, что буду находиться совсем неподалёку от Кемерово и туда не заеду… Эта мысль меня и удивила, и поразила. Я понял, что заехать очень хочу, но надо придумать повод. Повод не заставил себя долго искать. Позвонил в родной город, и запланировали устроить мой творческий вечер в родном университете.

В Новокузнецке я не был очень давно. Пятнадцать лет. Ехать туда категорически не хотел. Уж очень плохими были впечатления от первых моих гастролей в южную столицу Кузбасса. Никак не мог забыть ужас от работы в почти разрушенном и продолжающем разрушаться театре. Пятнадцать лет назад вокруг Новокузнецкого драматического театра стояли маленькие деревянные заборчики, для того, чтобы люди не подходили к зданию вплотную, а просто от стен отваливались большие куски штукатурки, и из под крыши падали объёмные части лепных украшений. Внутри театра стоял запах разрухи, вся материально-техническая часть находилась в кошмарном состоянии, а световой пульт представлял из себя музейный экспонат, который практически не работал, а для музея годился, поскольку был такой древний, что приехавший со мной взрослый и профессиональный светооператор, сказал, что не видывал такого никогда. Пятнадцать лет назад на мой спектакль пришло совсем немного людей, едва-едва треть зала, и всем во время того спектакля было плохо. И зрителям, и мне. Так что ехать я не хотел… Но поехал. И правильно сделал! Театр в Новокузнецке сейчас прекрасно реконструирован, отлично оснащён, и в нём чувствуется дыхание жизни. Зал был переполнен, люди, очевидно, вновь проторили в свой театр дорожку и привыкли в него ходить. Новокузнецк прям-таки порадовал и вновь очаровал.

В Прокопьевске играл впервые. В Кузбассе много шахтёрских и не шахтёрских городов помимо Прокопьевска, однако именно в Прокопьевск есть театр. Не ДК, не концертный зал, а именно театр. И почему-то так случилось, что именно в Прокопьевском театре происходят главные театральные события всего Кузбасса. Вот мне и захотелось поработать на его сцене. Поработал… И помчался в Кемерово.

Прибыл в Кемерово ночью. И сразу встретился с несколькими своими давними друзьями, которые сидели и ждали меня. А я к ним мчался и очень хотел добавить скорости автомобилю. Всегда, когда еду в Кемерово, ощущаю трепет и радость возвращения домой. Это чувство не исчезает, не пропадает с годами. По дороге в Кемерово я, снова юный, как тот самый я, который возвращался после трёх лет службы в родные края и очень хотел ускорить автобус, на котором ехал из Новосибирска в Кемерово в красивой морской форме.

Примчался я после полуночи в Кемерово, за столом меня ждали, налили водочки, начали мы беседовать… Последний раз был в Кемерово в мае, за это время накопились и новости и темы…

И вдруг мой товарищ, мой друг со школьных времён, практически единственный человек из всего моего окружения школьной поры, с которым остались сильные и настоящие дружеские отношения, сказал, что он переехал жить на набережную в соседний от гостиницы дом… У меня в этот момент даже настроение испортилось, пропал аппетит. Водка показалась не очень вкусной…. И я сам себе удивился. Я вдруг отчётливо понял, что позавидовал своему другу детства.

На следующий день я проснулся, вспомнил наш разговор, вспомнил неожиданный прилив зависти и стал думать, откуда же она взялась. С какой стати? Почему я позавидовал?

Я уехал из Кемерово давно, возвращаться обратно не намерен, жить снова в Кемерово я не собираюсь. Я переехал в Калининград. Почему же я позавидовал другу, который переехал из спального района на набережную?

Я подумал-подумал на эту тему и понял… Моя семья и я всю жизнь в Кемерово жили на окраинах. Мы получили сначала комнату в общежитии на окраине, потом маленькую квартиру, но на ещё более дальней окраине, долго шли среди новостроек, котлованов и грязи. Город расширялся. Потом была наконец-то квартира побольше, но на такой окраине, что из деревни, которая находилась совсем неподалёку от нашего нового дома, приезжали ребята на лошадях, чтобы покататься на лифте в нашей девятиэтажке.

Выезд в центр города всегда был приятным воскресным делом.

После того, как я женился, мы долго жили с моими родителями, и первая наша уже отдельная от родителей квартира была даже не на окраине, а скорее за окраиной… Я помню как мы с женой гуляли по центру…

В городе Кемерово очень маленький настоящий центр города. Небольшой островок послевоенной сталинской архитектуры. Архитектура типовая, но это архитектура. Пешеходных маршрутов немного. Это красивая улица Весенняя, набережная, улица Арочная, площадь Пушкина… Но площади Пушкина стоит малюсенький Пушкин. Но он какой-то приятный и симпатичный. Мы гуляли по этому небольшому уютному центру, нам отчаянно не хотелось долго трястись на автобусе, нам не хотелось на нашу ветреную окраину в грязь и слякоть новостройки. Мы ходили, смотрели на жителей центра, которые вальяжно прогуливались с собаками, шли с колясками, возвращались в свои дома с работы… Мы определённо завидовали этим людям. Мы смотрели на них и думали, как же чудесно они живут. Как же прекрасно жить в центре, как чудесно иметь возможность гуляючи идти на работу или возвращаться домой по набережной или по улице Весенней. Для нас центр Кемерово был более желанным, чем любая заграница. И куда более недосягаемым.

Тогда я не мечтал переехать в Калининград и в принципе не мог мечтать о своём собственном доме. Отдельный дом со своим садом не мог возникнуть в мечтаниях как что-то совершенно недоступное и непостижимое. Пределом мечтаний был центр. А маленькая набережная реки Томи была пределом предела.

И вот мой приятель, мой друг осуществил вожделенную и трепетную нашу мечту. Я остро ему позавидовал. Это была волна зависти из юности и молодости.
Ваш Гришковец.