Здравствуйте!
Ну вот и завершился трудовой 2013 год. Последний в этом году спектакль отыграл в Одессе, откуда и вернулся домой. Сегодня на каникулы из Москвы прилетит старшая. Забавно! Поеду встречать её в аэропорт. Дочь прилетает на каникулы. Пока не могу привыкнуть к тому, что она большая, всё более и более самостоятельная, и вообще – студентка учащаяся в другом городе. В столице!
Её комната пустует, но младшая очень любит там проводить много времени со своими самостоятельными занятиями. Вот вчера, например, осваивала акварельные краски. Уединилась, затихла и осваивала. До сих пор не можем отмыть не только комнату, но и её саму. Даже подмышками у неё была синяя акварель, голова была в акварели и несмотря на то, что акварель легко смывается водой, до конца отмыть Машу пока не удалось. Я уж не говорю про обои и пол.
Не могу ощутить приближение Нового года. Понимаю, что нужно уже сейчас составить список и обзвонить заранее с поздравлениями всех, кого хочу поздравить и кто будет рад моим поздравлениям. Надо это сделать, но не могу себя заставить. Во-первых, сил нет, во-вторых, Новый год не чувствую. Хотя, сын считает дни. С утра заявил: осталось три дня… Ждёт праздника, радости, и подарков. По-прежнему верит в Деда Мороза.
А ещё в Калининграде очень тепло +8 — +9 Солнышко было такое ласковое с утра. Люди по набережной ходят гуляючи. Нарядные и улыбчивые, катаются на велосипедах. Дети не по-зимнему крикливы и громки. Весна да и только. Пейзаж за окном не для Деда Мороза, и даже не для Санта Клауса. Улетал из Одессы, там было много холоднее.
Хорошо, что побывал в Чите и Благовещенске. Если бы в декабре там не побывал, то и зимы бы не понюхал перед Новым годом, не вдохнул бы морозного воздуха, не ощутил бы стужи.
Вылетал в Читу, звонил знакомым, они сказали, мол, у нас нормально -15-18. Шесть часов летел, прилетел, а там -31. Я даже обрадовался, уж если мороз так мороз.
Чита произвела на меня самое, самое неожиданное и тёплое впечатление. Честно говоря, я не ожидал от Читы ничего хорошего. Думал, что если за 13 лет активной гастрольной деятельности никак не удавалось побывать в Чите, то, видимо, не особо город и желает. Видимо, думал я, город маленький, на отшибе и не проявляет большого интереса к театру. А то, что великие актёры браться Соломины родились в Чите… Так это было давно.
Но город меня обрадовал, удивил и моментально занял очень особенное и хорошее место в моём собственном личном атласе ощущений Родины и мира.
Аэропорт Читы оказался типовым, в точности таким же, как в Кемерово. Чистенький, аккуратненький, безлюдный. Пространство и строения возле аэропорта таковы, что их также можно перепутать с Кемерово и с целым рядом сибирских и не только сибирских городов. Дорога до города довольно унылая: лес, про который можно сказать — жидкий, да незаснеженное голое пространство. Типичный пейзаж для тюменских просторов. Да и в Поволжье зимой можно наблюдать подобное.
Ехали из аэропорта, было ещё темно. Машин на трассе практически не встетилось. Окраины Читы… типичные окраины. Наши окраины. Общероссийские, без особенностей.
Но вот когда мы въехали в центр, я завертел головой по сторонам. Не ожидал увидеть странный в своих сочетаниях, но всё же архитектурный ансамбль. В этом ансамбле прекрасно усоседились настоящий модерн и могучий сталинский Дом офицеров.
Центральная площадь Читы явно велика этому городу, и, находясь на ней, кажется, что ты находишься в городе, как минимум с миллионным населением. Но площадь мне понравилась. Объезжая или проходя через неё ты всё-таки чувствуешь городскую среду, которая связывает тебя с миром. На этой площади можно забыть об огромных безлюдных просторах, отделяющих Читу от других больших городов и густонаселённых регионов. Город себе и город. Живущий своей собственной внутренней жизнью, которую можно и нужно ощущать не периферийной, а в лучшем смысле провинциальной.
Спектакль в Чите прошёл прекрасно. Сам собой я остался не очень доволен, так как из-за того, что ночь была самолётной и из-за потерянных шести часов временной разницы играл спектакль усталый, разбитый и несобранный. Исполнял «Как я съел собаку», который в этом сезоне практически не играл. Сильно запутался в тексте. Но, надеюсь, что публика в процессе спектакля этого не заметила.
Познакомился и общался с несколькими сверстниками и с совсем молодыми людьми. Самые лучшие впечатления. Побывал в нескольких заведениях. Разных. Одно было совершенно рок-н-рольное. Музыка звучала соответствующая, публика в татуировках и с пивом. Если бы мне сказали, что я в Питере, я бы и не усомнился. В другом заведении было иначе. Звучал отличный трип хоп, ди джей работал превосходно, публика была, что называется, почище, люди пили коктейли и как могли содержательно общались. Бармены способны были исполнить любое желание, и я вполне этим воспользовался.
Видел драку. Не без этого. Дрались молодые армяне с молодыми дагестанцами. В Чите эта составляющая весьма заметна, как и в целом по стране. В драку никто посторонний не вмешивался, очевидно, все понимали, что люди заняты свойственным им делом. Зачем же мешать?
Улетал из Читы в Благовещенск… За час до отправки рейса аэропорт был ещё закрыт. Потом его открыли, явно не выспавшиеся и недружелюбные, пришедшие с утреннего мороза люди. Все были немножко заторможенные, раздражённые… Но потом в электрическом свете и душноватом тепле отогрелись, буфетчица сделала чаю, освободила от полиэтиленовой плёнки несколько бутербродов, люди заулыбались и ожили.
Маленький самолётик унёс меня в Благовещенск. В полёте за иллюминатором случился рассвет. Рассвет был пронзительно яркий в морозном, абсолютно безоблачном и по-зимнему беловатом небе. Я улетал из Читы, унося внятное желание как можно скорее сюда вернуться. Надеюсь сделать это осенью, в начале. Хочу выехать и за пределы города. Хочу лучше понять и почувствовать этот кусок Родины, в котором жизненный уклад мало чем отличается от моих родных краёв, но всё же отличается. И точно отличается от уклада, в котором живёт Дальний Восток. В Хабаровском крае уже по-другому. Точно по-другому. Но Хабаровский край и свои родные края я знаю лучше, а с Читой едва познакомился. Над Забайкальем прежде я только пролетал и преимущественно пролетал во сне, то есть спящим.
В Благовещенске меня ожидали другие впечатления. Разные впечатления. Но о них, и о контрасте перелёта из Благовещенска в Кишинёв, и о переезде из Кишинёва в Одессу через кромешный туман с нулевой видимостью… Об этом завтра.
Сейчас поеду в аэропорт встречать студентку, прибывшую из столицы в семейное гнездо, в провинцию и тишину со вкусной едой, семейными скучными разговорами и, наверное, покажущимися ей мелкими радостями и заботами. Вот приедет она и я надеюсь, что придёт какое-то новогоднее умиротворение.
Ваш Гришковец.
P.S. И ещё не верится, что гастролей больше полутора месяцев не будет. Закрываю глаза – и, как после того, как насмотришься на сварку или на яркие огни, всполохи за закрытыми веками. Всполохи, да шум в ушах.