25 мая

Здравствуйте!

Остался последний гастрольный рывок. До пятнадцатого июня будут спектакли и разъезды, а потом каникулы, которые закончатся репетициями и выпуском нового спектакля. А пока надо ещё чуть больше двух недель поработать.

Не люблю играть спектакли, когда за стенами театра тёплый, а то и знойный вечер. Лето — неправильное время года для театра. Зрители уже в каком-то легком, летнем полузабытьи… Многие к лету уже устали и только и ждут отпусков да отдыха.

Мужчины нашей страны встречают тепло часто очень дурной одеждой. Отчего-то наши мужчины воспринимают тепло, как время полного расслабления с точки зрения внешнего вида. И даже в театр они приходят если не в шортах, то в каких-то весёленьких расцветок брючках, сандалиях, часто на белые носки, ну а рубашкам с короткими рукавами и майкам подивились бы даже на Гавайях.

Наши женщины летом всё-таки остаются женщинами. Они просто надевают на себя как можно меньше ткани…

Я очень хотел бы предупредить барышень и дам, которые приобрели билеты в театр на первый ряд, не надевать в вечер просмотра спектакля очень коротких платьев и юбок. Ну а если всё-таки вы пришли в театр в чём-то коротком и сидите в непосредственной близости от сцены, постарайтесь не расслабляться и всегда помнить, что на сцене живые люди, и что они не слепые, и что они на работе… Не мешайте людям трудиться. Артистам нужно помнить текст и выполнять сложную режиссёрскую задачу… Постарайтесь быть, если знаете, что идёте на первый ряд, элегантнее, строже, ну или будьте собранными и не ослабляйте самоконтроль.

Надо сказать, что за те двенадцать лет, которые я нахожусь на профессиональной сцене, произошли заметные изменения. Я имею в виду поведенческие изменения. Эти изменения коснулись всех городов без исключения. Зрители стали сильнее опаздывать на спектакли. Сейчас задержка спектакля на пятнадцать минут является делом обычным, а десять лет назад казалась делом экстраординарным… На юге, конечно, опаздывали и тогда, но просто теперь на юге опаздывают на большее время.
Люди стали ходить в театр менее нарядными, а то и, очевидно, не делать никакого для себя различия в одежде между повседневной и той, в которой можно пойти вечером на спектакль. Менее дисциплинированно люди относятся к отключению мобильных телефонов. Редко когда спектакли происходят без нескольких звонков. Всё чаще и чаще рингтоны у людей — это какие-то разухабистые песни. Очень многое перестаёт быть в обществе стыдным. Не стыдно опаздывать и мешать исполнителям и зрителям, не стыдно не переодеться перед спектаклем и прийти в театр в нечистой обуви и несвежей одежде. Не стыдно садануть грамм двести коньячку перед спектаклем… А то и больше, чем двести. Не стыдно зайти в зал с пивом.

То, о чём я сейчас написал — этого у меня на спектаклях немного. Ко мне на спектакли идут не случайные люди. А те случайные, которые ведут себя так, как я написал выше — люди немногочисленные. Но и на моих спектаклях их становится всё больше. А летом, когда тепло, те, кто раньше себе чего-то не позволял, вдруг решает позволить. Или те, кто позапрошлым и прошлым летом себе такого не разрешали, вдруг отчего-то взяли и расслабились…

Всё меньше и меньше в нашем обществе того, что называется стыдным. Перестало быть стыдно многое из того, что недавно казалось недопустимым. И этому конечно же масса объяснений. Зачем стыдиться врать, когда мы ежедневно слышим откровенную демагогию и ложь практически по любому поводу из самых и самых влиятельных и властных ртов (устами их лживые рты я назвать не могу). Не стыдно сквернословить, вести себя грубо, быть неучтивыми, быть неряшливыми и пренебрежительными, поскольку те люди, которых мы можем назвать публичными, про всякую сдержанность и ответственность забыли так сильно, будто таких понятий-то никогда не было.

Вот вам , кстати, пример разухабистого поведения… Сейчас расскажу и даже проиллюстрирую небольшой недавний эпизод.

Прибыл недавно в первый раз в жизни в город Нижневартовск. Город на днях отметил своё сорокалетие. То есть, я впервые оказался в городе, который младше меня. Поселили нас в гостинице «Обь», отрекомендовав эту гостиницу как лучшую в городе. Сразу скажу, что гостиница нормальная, жить в ней можно. В ней чисто, аккуратно и довольно тихо. Мини-бар в номере меня поразил. Обычно, в мини-баре стоят маленькие бутылочки вина, крепкие напитки вообще в крошечных флакончиках по 50 грамм. В Нижневартовске же в холодильнике в номере стояли нормальные поллитровые бутылки или даже 0,75 литра, а соки в литровых упаковках. Действительно! Чё мелочиться-то? Водка, виски, коньяк — всего по большой бутылке. Две бутылки шампанского — то есть, полтора литра. Правильно! Где в Нижневартовске ночью всё это искать?! Лучше сразу всего поставить в избытке… Но поразило меня в той гостинице не это.

Меня сложно поразить гостиницей. Я видел все возможные варианты того, как в разных уголках нашей огромной страны люди представляют себе гостиничный комфорт, красоту и роскошь. Но нижневартовская гостиница мне запомнится…

Во всех городах есть либо гостиница, либо ресторан, а то и гостиница и ресторан, в которых руководство любит украшать стены фотографиями известных посетителей. Чаще всего это одни и те же люди. Фотографию Александра Маршала или Криса Кельми вы сможете обнаружить чуть ли не в яранге оленеводов. Известные фигуристы или представители Камеди клаб тоже добрались до самых отдалённых уголков. Меня обычно в таких местах не узнают. А если я и привлекаю чьё-то внимание, то обычно меня с кем-то путают…

Однако, такого собрания фотографий «звёзд», а точнее такого мощного «иконостаса», как в гостинице «Обь» я не видел нигде.

Видите, как плотно увешана одна стена? Но у этой стены есть ещё продолжение, а также фотографии висят и на противоположной стене, и на втором этаже. Мне было просто неудобно всё подряд фотографировать.

Всё это фотографии тех, кто посетил Нижневартовск и ночевал в гостинице «Обь». А Нижневартовск и вообще Ханты-Мансийский автономный округ артисты посещают охотно и регулярно. Нефтяное руководство, а также руководители городов стараются радовать своих сотрудников и жителей концертами и выступлениями или просто посещениями известных исполнителей, спортсменов или каких-то тех деятелей, жизнь которых очень любит освещать телеканал НТВ. (Кстати, на днях слышал такую шутку: «Посмотрел НТВ, переключи за собой». По-моему, смешно!)

Фотографии гостиницы «Обь» отличаются от подобных фотографий в других гостиницах и заведениях всей страны тем, что на них кроме собственно известных персонажей есть некая блондинка. Персонажи разные, а блондинка всё та же. На блондинке всегда роскошные наряды и очень непростые причёски. И самая большая и красивая фотография — это сама блондинка без посторонней помощи.

Я изучил все фотографии. И конечно же меня интересовали не знакомые лица артистов, а наряды, выражения лица и позы той дамы, которая украсила собой большинство представленных фото. Вот она с Шурой, вот она затмила красотой Ларису Долину, вот она с какими-то попами и святостью в глазах, вот она с Серёжей Безруковым, и Серёжа даже без грима, а она в гриме…

Однако, самое неожиданное изображение известных людей висит в гостинице «Обь» немножко отдельно и рядом с грамотами. На удивление на этом изображении блондинки не оказалось. Я честно подошёл и изучил это изображение очень внимательно. Её нет! Её нет ни между героев изображения, ни на заднем плане! Так что присутствие на стене данной картины меня удивило. Я не нахожу объяснения присутствию этой картины в гостинице. Хотя, возможно, эта картина отражает вкусы хозяйки гостиницы «Обь». Потому что, как мне объяснили сотрудники, именно она (хозяйка) и есть эта шикарная блондинка. Возможно, ей просто нравятся такие мужики. И возможно именно поэтому она не предложила мне сфотографироваться с ней, хотя она два раза прошла мимо меня довольно близко и даже обдала меня шлейфом мощных духов.

Не скрою, я сам хотел попросить её со мной сфотографироваться. Не для того, чтобы украсить своей физиономией стену её отеля. Я же понимаю, что если бы для меня и нашлось местечко на какой-нибудь стене, то только в самом дальнем углу. Я хотел сфотографироваться на свой фотоаппарат для собственных нужд. Но, признаюсь, не решился. Слишком царственна была её осанка, слишком внятно читалась недоступность в каждом её движении.

У Карло Гальдони есть замечательная пьеса «Трактирщица». Жаль, что он не побывал в Нижневартовске. Вряд ли его удостоили бы чести иметь возможность сфотографироваться с хозяйкой, но убеждён, что он смог бы написать ещё более мощное произведение.

А жителям Нижневартовска я порекомендовал бы под каким-нибудь предлогом заехать в гостиницу «Обь»… Например, в «Оби» можно вкусно поесть. Ресторан очень даже приличный. Так что у вас есть вполне убедительный повод посетить такую достопримечательность как гостиница «Обь» и полюбоваться мною описанным. Поверьте, ничего подобного во всей стране вы не сыщете. Точнее, подобное есть, но имеет менее выпуклые и внятные формы.

Завтра постараюсь рассказать о посещении Сургута.

Ваш Гришковец.