19 октября

Здравствуйте!
Вчера вернулся из первого в этом сезоне тура. Объездил пять городов. Сыграл девять спектаклей. Испытал волнение и даже мандраж, который к концу сезона забудется и сменится усталостью. Люблю начало сезона. Люблю работать, когда соскучился по работе… Встречался с теми, кого давно не видел и с теми, с кем расстался только на лето. А ещё успел приобрести новые знакомства. Теперь города Архангельск, Мурманск, Петрозаводск ассоциируются с прежде незнакомыми и очень приятными лицами и именами.

В процессе переездов, новых встреч, дорожных и вечерних разговоров меня старые мои знакомые и новые приятели довольно часто просили как-то прокомментировать или высказать мнение по поводу целого ряда выступлений, высказываний или участия деятелей кино, театра и литературы во встречах с властью. А за последнее время таких встреч или высказываний было довольно много.

Я понимаю, что спрашивали меня об этом даже не из желания услышать именно моё сугубо личное мнение, а услышать хоть какой-то голос по этому поводу от представителя некого творческого цеха. Даже неплохо знающие меня люди, с которыми мы знакомы многие годы, вот только с которыми видимся редко, задавали подобные вопросы не без осторожности: а вдруг я сошёл с ума за то время, пока мы не виделись. Сошёл с ума, да и одобряю то, каким образом мои коллеги выражают свою лояльность и преданность действующей власти. Спрашивали, несмотря на опасение получить ответ, который может разочаровать и оттолкнуть от меня спрашивающих. Спрашивали, потому что очень серьёзное недоумение вызывает то рвение, с каким многочисленные деятели культуры бросились заявить о готовности всячески быть полезными руководству страны и её главной партии.

Я слушал эти вопросы и ничего толком ответить не мог. Да и сейчас не могу. Мне совершенно непонятно, зачем и почему, ради какой корысти или из каких опасений успешные, вполне независимые, финансово обеспеченные, казалось бы, не бессмысленные люди, которые занимаются интереснейшим делом, то есть, исполняют роли в кино и театре, пишут книги, ведут телепередачи, снимают кино, регулярно пишут колонки в разные издания – для чего им на фоне начавшейся самой фальшивой в новейшей истории предвыборной кампании, когда их зрителям, читателям, поклонникам, во всяком случае, самой разумной их части, всё очень хорошо видно и понятно… Зачем им так глупо себя вести? Я не понимаю!!! Я совсем не понимаю.

Во время прежних выборов разные партии, разные политические силы всегда привлекали в свои ряды артистов, спортсменов… по стране ездили известные рок и поп коллективы, агитируя за тех или иных политических деятелей. Это нормально. В смысле, я понимаю, для чего это было нужно одним и другим. Одним нужны были некие очки, другим – некие деньги и иные возможные блага. Иногда среди артистов и прочих деятелей культуры попадались убеждённые приверженцы той или иной политической силы. Но сейчас!!!? Я не вижу никакого смысла в действиях тех, кто так активно поддерживает главную партию, которой, в общем-то, и поддержка не нужна, потому что куда ещё больше поддержки… И я сомневаюсь, что делается это из простых корыстных интересов, поскольку те деятели культуры, которые последние дни отметились своими высказываниями и участием в разных высоких мероприятиях – люди вполне обеспеченные (потому что неизвестных и не обеспеченных просто не позвали бы), да и вряд ли им могли предложить большие деньги соответствующие их обычным запросам, потому что, а зачем платить, когда помощь в общем-то не нужна… и так всё нормально и уже решено.

Так что мне нечего было ответить своим собеседникам. Однако же возникало чувство неловкости и досады. Это чувство возникало оттого, что целый ряд известных и многими любимых работников культуры и искусства вполне внятно выступили как обслуживающий власть персонал. Они во всеуслышание и на глазах у всех своими действиями, высказываниями и даже интонациями своих высказываний определили согласие на роль именно обслуживающего персонала. Все это исполняли по-разному. Владимир Машков, мною любимый артист, мощный талант и невероятно одарённый человек, исполнил своё выступление на съезде со всей пошлостью провинциального (в самом худшем смысле) актёра. Фёдор Бондарчук исполнил свои партии с дерзостью и даже известным панибратством. Такую дерзость и панибратство позволяли себе шуты, которым было дозволено говорить любые дерзости. Целый десант артистов высадился в Грозном, чтобы поздравить главу Чечни и именинника со всей искренностью, на какую только были способны. Я уже не говорю про писателей, которые встречались то с будущим президентом, то с ныне действующим.

У меня правда нет ни то что ответа – ни даже предположения почему, с какой целью так много людей, связанных с культурой, кинулись и чуть ли не встали в очередь, для того, чтобы хоть как-то засвидетельствовать своё почтение, благодарность и готовность как угодно быть полезными власти. Никому из них ничего не грозит: никакие репрессии, никакие притеснения. Так что обвинить их в том что они делают это из трусости, я не могу, и даже уверен, что не из трусости. Из простой и понятной корысти? Сомневаюсь. Никакие встречи с властью, никакие государственные награды не могут увеличить тиражей книг или усилить зрительский интерес. А, как я уже сказал выше, вряд ли власть сильно нуждается в «культурных» услугах и будет за это много платить.

Налицо какой-то странный психоз. Я уверен, если спросить всех тех, о ком я сказал, и тех, кого называть не стал, но мы понимаем, о ком идёт речь, они вполне уже искренне скажут о том, что таким образом они высказали свою гражданскую позицию, что их диалог и сотрудничество с властью они избрали из подлинного желания служить Отчизне, и что та власть, с которой они повели диалог, является лучшей из возможных. Они же артистические, чувствительные натуры! Они сказали – и моментально уверовали в свои слова!

Всё это мне странно. Но мне совершенно ясно одно, что тот, кто в данный момент снимает кино, которое ему снять жизненно важно и творчески необходимо, кто репетирует роль, которая ему дорога и важна, кто пишет книгу, работа над которой не требует суеты и не даёт отвлечься от сути, те, кому есть что сказать не власти, а самим зрителям и читателям, те не нашли времени, желания и смысла участвовать в съездах, встречах и днях рождениях. И есть много людей, которые трудятся в сфере культуры и искусства, но которые не согласятся и не позволят относится к ним и к нашей национальной культуре, как к чему-то из сферы обслуживания, не позволят прежде всего своими произведениями, своими поступками, и своим неучастием в том балагане, который сейчас мы так часто наблюдаем.

А просто, если артист (в широком смысле слова) выходит из кадра, из-за рабочего стола, из студии или из театра в некие политические или околовластные сферы он тут же превращает то, в чём участвует, да и собственную жизнь, в балаган.
Ваш Гришковец.