Здравствуйте!
Вернулся домой после Поволжских гастролей вчера. Но смог собраться с силами и мыслями только сейчас. Трудные были гастроли. Очень трудные. Несмотря на самые добрые впечатления, дались они мне большими усилиями.
А ещё я очень устал от огромного количества обращений ко мне разных СМИ за комментариями по поводу своего высказывания о грядущем исходе здравомыслящих людей из социальных сетей. Я сказал об этом на скромной пресс-конференции в городе Ульяновске, и на следующий же день посыпались вопросы отовсюду. Не хочу повторяться, но одно из собственных высказываний повторю, оно мне показалось забавным. Я сказал, что наш Президент делает два взаимоисключающих дела: он активно пропагандирует Твиттер, сам ведёт блог, считает блогосферу и социальные сети важным, современным и полезным делом, и при этом он ратует за рождаемость. Простите, господин Президент, тут уж либо социальные сети, либо рождаемость (улыбка). По-моему, из всех моих интервью это высказывание убрали.
А знаете, у меня нет совершенно никаких неприятных или обиженных ощущений по поводу того, что происходило в моём блоге и со мной в связи и с ним. Несмотря на вполне холодное и даже пренебрежительное отношение ко мне со стороны ЖЖ, я с сочувствием отношусь к тем неурядицам, которые на них навалились… Но мне сейчас так хорошо, что всё это так далеко позади и при этом, позади навсегда.
Зато впереди несколько весенних дней в Калининграде. А потом полечу в родной город Кемерово, чтобы впервые в родном городе сыграть с группой Бигуди. А ещё отметить двадцатилетие некогда моего театра «Ложа». Из тех, с кем двадцать лет назад я начинал, в составе театра осталось двое. Остальные присоединялись по ходу, а потом уже в театр пришли незнакомые мне люди уже без меня. Конечно! Театр живёт без меня уже дольше, чем со мной. Значит, было неплохо сделано изначально (улыбка).
А в прошедшем туре и я посетил три доселе невиданных мною города – Ульяновск, Пенза и Тамбов. Города очень разные. И только заезжий иностранец может подумать, что они хоть чем-то похожи. Впечатления неожиданные…
В целом, Поволжье довольно печальный регион. Города небогатые, хотя те остатки добротной купеческой архитектуры говорят о том, что жили люди прежде в Поволжье основательно, серьёзно, неспешно, да так и намеревались жить на берегах огромной реки. Места для своих городов они выбирали красивые. Понимали они в жизни и в укладе. Теперь же жизнь в бывшем Симбирске небогатая, и после того, как выехав из блестящей и активно строящейся Казани, проезжаешь по хорошим татарским дорогам через крепкие татарские деревни и въезжаешь в Симбирскую губернию, есть ощущение поездки не на автомобиле, а на медленной машине времени, которая и ездит недалеко и даёт только задний ход.
Зато зрители очень ждали. И я очень рад открыть для себя Ульяновск, в который я не раз приеду в ближайшие годы. По ленинским местам я не пошёл. Было не любопытно, да и местные жители сказали, что посещают ленинские места в основном пожилые немецкие туристы. Интересно почему? Неужели у них тоже популярна версия, что Ленин был их шпионом. Этакий немецкий Штирлиц. Поэтому можно понять их любопытство. Если бы Штирлиц был реален, то я с радостью посетил бы его дом в Бабельсберге. А вот по ленинским местам не захотелось. Но в следующий свой приезд я обязательно посещу музей любимого Гончарова, который, как известно, тоже из Симбирска.
С погодой не везло всю дорогу, почти каждый день и в каждом городе шёл снег с дождём, уместный в ноябре и совершенно не годный для апреля. Вдоль всех сотен километров дорог, которые мне пришлось проехать за последние две недели, громоздились, да и сейчас громоздятся, настоящие горы талого чёрного снега. И сочится этот снег грязными ручьями, напоминая о небывалой снежной зиме и уж очень запоздавшей весне.
Как же грязно в Самаре!!! Господи, как же не везёт этому городу с мэрами и прочим руководством. Я давно не был в Самаре. Всегда с ужасом и удивлением наблюдал страшную неухоженность и заброшенность этого огромного города. Города, в котором живёт так много очень хороших людей. У меня масса знакомых в Самаре, я знаю массу выходцев из Самары, у меня дома есть несколько прекрасных картин самарских художников. А в городе кошмар! Не видел более замусоренных и разбитых дорог. Нет в России ни одного большого города с таким количеством разнообразной цветной и от этого уродливой рекламы. Кажется, город ей облеплен на несколько слоёв. Нигде нет таких уродливых киосков, павильонов и прочей торговой мелюзги, как в Самаре. Как я сочувствую жителям этого огромного города, людям, которые хотят ездить на чистых машинах, моют их, но этой чистоты не хватает и на десять минут, девушкам, которые хотят одеться нарядно и по-весеннему, но которым приходится скакать через лужи, груды грязного снега и отпрыгивать от проезжающих по колдобинам и брызжущих бурыми брызгами автомобилей. Сочувствую всем тем, кто хочет наладить в совеем городе хотя бы островки чистой и ухоженной жизни… Сыграл в Самаре «+1» и понимаю, что везти нужно этот спектакль в Самару снова. Был настоящий аншлаг, и местные спекулянты продавали билеты по двойным и более ценам. Постараюсь приехать как можно скорее. Уж очень хорошая публика.
Дорога из Самары в Саратов – это что-то страшное! Четыреста шестьдесят километров страданий. Потому что начинаешь чувствовать автомобильной подвески, как свои собственные. Печальные деревни, равномерно замусоренные обочины, и сама дорога такая, что её будто бомбили буквально вчера. По этой дороге даже самый лучший и смелый водитель даже на жёлтой Ладе «Калина» не смог бы проехать без проблем и быстро. Хотя, это дорога практически ведёт из того места, где эти Лады делают. Кошмар и мракобесие не имеющее никакого отношения к ХХI веку.
Про Саратов рассказывать не буду. Я про него не раз рассказывал, да и езжу туда регулярно. Правда, в этот раз Саратов был, особенно в центре, почти тщательно выметен и прибран. Как сказали горожане, сделано это было к выборам. Да ещё и столбы в городе украсили фонариками и шестиконечными звёздочками. Этикие задержившиеся Новый год и Ханука вместе. Чего только не сделаешь для родных избирателей! Но Саратов очень люблю! Мне нравится этот в моих ощущениях совершенно южный город! Многие сибиряки имеют своими предками выходцев из Саратовской губернии. Сам не знаю, но что-то роднит меня с этим городом. Чувствую его каким-то чуть более своим, чем многие другие города. Да и российскому театру Саратов дал такие имена, что переоценить невозможно: Янковский, Табаков и многие другие.
Пензу и Тамбов от усталости разглядел слабо. Пенза удивила тем, что я ожидал увидеть город поменьше и потише. Совершенно поразил пензенский театр. В более новом театре я, наверное, ни разу не играл. В нём ещё пахнет клеем и краской. Его отстроили недавно взамен сгоревшего. Можно сказать, отгрохали! Году в 55-м про этот новый пензенский театр можно было бы сказать, что это чудо. Он и сейчас поражает, но поражает именно тем, что кто-то будто решил реконструировать при помощи новых строительных технологий идею и традиции театров, построенных в послевоенные годы. Жаль. На те средства, которые были потрачены на это здание, можно было бы построить современный театр с трансформируемыми сценами, с несколькими залами и оснастить их самым современным оборудованием. Но получилось то, что получилось. Для несовременного театра пензенская драма очень хороша. Ну а публика просто прекрасна!
Тамбов оказался меньше, чем я думал. Поселили меня за городом в прекрасном сосновом бору. И воздух в этом бору был хоть и холодный для середины апреля, но какой-то даже не чистый, а вкусный! Очень вкусный! Театр в Тамбове – это настоящая прелесть! Этому театру больше двухсот двадцати лет. Он удобный, красивый, небольшой, но какой-то величественный и скромный одновременно. Таких удобных для зрителей и актёров театров в России раз-два – и обчёлся. В Тамбове мне подарили с десяток разнообразных волков, от маленького волка с магнитиком для холодильника, до большого, с задранной вверх мордой и явно воющего. А также несколько коробок тамбовских конфет, также с волчьими симпатичными мордами на коробках. Я обязательно снова приеду. Не могу отказать себе в удовольствии сыграть в Тамбовском старинном театре ещё и ещё.
А сколько промелькнуло деревень и городков!… От Казани до Тамбова через Ульяновск, Самару, Саратов и Пензу я проехал больше полутора тысяч километров. Мелькали деревни: Собакино, посёлок или деревушка Клык, малюсенькая, как ручей речка Язва, речка с хорошим названием Ира, между Пензой и Тамбовом промелькнула деревня с совершенно неожиданным для русской равнины Истамбул. Деревня Истамбул! Нормально? Но больше всего мне понравилось вот такое название, и особенно дорожные знаки рядом с ним.
А сколько ещё придётся проехать! Эти дороги пугают. Но как же я всё-таки их люблю!
Ваш Гришковец.