Здравствуйте!
На 6-е ноября был назначен в Санкт-Петербурге перенесённый аж с июня спектакль «Пока наливается пиво» с моим участием и авторством идеи. В первый раз в моей многолетней практике и вообще в моём опыте спектакль заменяется не по причине болезни или невозможности работать кого-то из актёров, не по форс-мажору и не из-за технических причин.
Спектакль невозможно исполнять, потому что он с момента последнего исполнения зимой полностью утратил свою актуальность. Дело в том, что спектакль «Пока наливается пиво» жёстко привязан к тому дню, когда исполняется. Действие его происходит в баре, в который приходят разные люди, и бармен общается с этими посетителями. Как раз бармена я и играю в этом спектакле.
Структура и композиция спектакля, разумеется, отрепетированы и сделаны, меняется только содержание и детали разговоров. Однако, персонажи остаются одни и те же. Важным моментом является то, что если мы играем спектакль в среду и в городе идёт снег или дождь, то персонажи, приходящие в бар, заходят в мокрой одежде, с зонтами, и так или иначе звучит, что сегодня среда, а завтра четверг. Если спектакль играется накануне 8 марта или другого праздника, то говорится и об этом. Персонажи обсуждают свежие новости. Но у них всё равно есть заданные линии поведения и разговоры.
Мы так его играли несколько лет. Теперь же это невозможно.
В «Пока наливается пиво», например, в баре появляется пожилая семейная пара, которая приходит буквально с вокзала, приехав из Германии с целью посмотреть, как обстоят дела на родине, поскольку из-за засилья мигрантов выходцам из СССР в Германии перестало быть комфортно.
Другие два персонажа спектакля обсуждают вопрос куда лучше всего свалить из России. Ещё один постоянно навязывает остальным посетителям разные политические темы. В течении нескольких лет в спектакле менялись только какие-то незначительные нюансы.
Теперь же персонажей, которые только что приехали из Германии, на сцене не может быть по определению. Никто сейчас всерьёз не обсуждает тему, куда бы поскорее из страны уехать. С момента последнего исполнения «Пока наливается пиво» случились: беспрерывные беспорядки в Соединённых штатах, Навальный, Белорусия, война между армянами и азербайджанцами… Уже существенно больше полугода мы живём в состоянии пандемии и постоянно меняющихся ограничений… На носу выборы в Америке…
Для того, чтобы нам сейчас исполнить в Санкт-Петербурге этот спектакль, мне необходимо сесть и минимум две недели переписывать всю его основу, придумывать других персонажей, вводить в их диалоги обсуждаемые темы, которые ежедневно меняются. Такой спектакль не может быть весёлым. А «Пока наливается пиво» задумывался именно как весёлый.
К тому же его нужно репетировать, прекрасно зная, что в любой момент все массовые мероприятия могут взять и запретить. Действие спектакля должно происходить в Санкт-Петербурге, а значит, бар может работать только до 22 часов, при этом, происходящие в спектакле разговоры возможны только позднее или ночью. А ещё, 3 ноября, за два дня до спектакля, в Америке состоятся выборы, результатов которых мы, артисты, в отличие от наших хакеров, предсказать не можем. Вот какую работу нужно сделать для того, чтобы спектакль состоялся. Да и то только один раз, да ещё и под угрозой отмены, переноса ли закрытия.
Я принял решение, что это невозможно. Спектакль снова начнёт свою жизнь, когда или если вновь настанут более или менее стабильные времена. Он, конечно, будет полностью переписан и переделан по сравнению с тем, как он исполнялся прошедшей зимой… Тот спектакль навсегда и безвозвратно утерян.
Вместо спектакля «Пока наливается пиво» шестого ноября будет исполнен спектакль «По По», который мы исполняем с великолепным Игорем Золотовицким. С ним мы играем этот спектакль давно, и некоторые думают, что его видели и знают. Так вот — забудьте! Никогда этот текст и сам спектакль не звучали так актуально, как сейчас! Автор Эдгар По, по отголоскам рассказов которого мы сделали наш спектакль, возможно, сейчас самый актуальный писатель на планете. Так весело говорить и играть про смерть нам не удавалось прежде и, надеюсь, не удастся впредь.
Замена одного спектакля другим обусловлена только сутью происходящего в мире и у нас в стране событиями. Ни чем иным! Во до чего дожили!
Ваш Гришковец.