Здравствуйте!
Я совершенно такую реакцию на мой рассказ о Казантипе и ожидал. Практически дословно спрогнозировал. Успокаивает только то, что комментируют не более одного процента читающих (улыбка). В основном комментарии поделились на две части. Одни говорили, мол, спасибо, мол, не видели, не были и не желаем, мол, всегда знали, что это ужас и грехопадение. Другая половина — «вы ничего не поняли, вы старый пердун, не лезьте к нам, никто никаких наркотиков и ничего подобного не употребляет, всё очень позитивно, мы счастливы, и не мешайте нашему счастью, да и вообще Казинтип — это романтика, здоровье и практически спорт, а также чистые и высоконравственные отношения между людьми». Комментариев таких было приблизительно поровну. И те и другие комментаторы, как будто, читали что-то своё и уж точно не мною написанное. Ещё меня обвинили буквально во лжи и необъективности. Не объективны вы, мол!
Конечно, я не объективен!!! Никогда не был и не буду объективен! Объективности, пожалуйста, требуйте от выпусков новостей, репортёров или от судебных институтов. Забавно даже… Неужели, действительно, глупость полнейшая, отсутствие всякого желания услышать, а главное — умение читать — так побеждает и имеет столь значительные масштабы!!!? Через раз в этом убеждаюсь, затрагивая какие-то острые темы, и не устаю удивляться.
Да мне этот Казантип… Это же крошечное, маленькое и, в общем-то, вполне убогое явление. Просто в силу того, что это явление возникло недавно и имело столь стремительную и символическую историю перерождения, оно выглядит наиболее наглядно и впечатляюще.
Ничего особенного в злобных (а иногда и отчаянно злобных) выкриках со стороны апологетов Казантипа я не услышал. Любые объединения по интересам, любое ощущение в себе особого знания, умения и понимания, любое сообщество, объединённое каким-то особенным образом жизни, будь то суровые секты, сайентологи, толкиенисты, исторические клубы и объединения военных реконструкторов, сплочённые стаи байкеров, готы и прочие — всегда имеют особое видение мира и поэтому претендуют на особенный и уж, конечно, превосходящий обычный и стандартный жизненный путь и образ жизни. Я думаю, что даже филателисты и пожилые члены шахматных клубов и то что-то своё особенное про этот мир понимают….
Конечно!!! Никто не видел и не знает ночную дорогу, как байкеры, никто не понимает суть современного общества, как сайентологи, никто не умеет разговаривать так с руинами и древними могилами, как готы, и уж, конечно, никто не понимает свободу, счастье, сансеты и музыку, как казантиповские республиканцы. Куда мне! Я старый, предвзятый и ностальгирующий!
Просто смешно!!! Я же писал про попытку бегства от жизни. А в этом смысле у меня было много разных опытов. И ещё я видел, в силу профессии, такое количество людей, разных сообществ, объединений, кружков и сект, что тем, кто мне писал гневные комментарии, даже присниться не может. Я вам скажу, что какое-нибудь провинциальное творческое объединение поэтов, которые раз в неделю собираются и читают друг другу стихи, а раз в году выезжают куда-нибудь с палатками, тоже ради поэзии, которые при этом чаще всего терпеть друг друга не могут, но и не могут друг без друга жить, пьют горькую, юные поэты трахаются с неюными поэтессами и наоборот… Изначальные идеи и мотивы создания этого объединения уже давно забыты, всё давно переродилось во что-то жуткое, несегодняшнее и безобразное, но попробуйте им об этом сказать. Они же сидят, жгут свечи, читают стихи, в их глазах горит огонь истинной любви к поэзии, они — братство, бескорыстное и святое, и всё, конечно же, только ради стихов. Они могут убить за чистоту поэтического слова.
Сколько я видел беглецов от жизни в разных направлениях! И, простите, у меня нет никакого уважения и почтения к беглецам. От какой бы серой и будничной жизни они не бежали. Все эти бегства — это профанация и фикция, причём, часто весьма компромиссная. Есть, конечно, бескомпромиссные беглецы. Но их и след простыл. Они не вернутся. Они для того и бежали, чтобы не оставить следов. А временные беглецы, чем бы они не занимались, экстремальным спортом или религиозными практиками, мне не интересны. Я не люблю людей, которым скучно. Уж простите меня, но не люблю.
Я насмотрелся на таких в Индии (Представляю себе гнев тех, кто себя сейчас узнает (улыбка) ). Пожалуйста, не надо писать мне гневных комментариев. Вы же ездили в Индию за добротой и просветлением. Не гневайтесь на меня. Я ездил туда просто попутешествовать.У меня не было просветлений, я не продвинутый, так что отнеситесь ко мне снисходительно.) Как же много в Индии беглецов! В Индии всё для этого есть: дёшево, даже очень дёшево, безопасно с точки зрения агрессии (её там нет), тепло, куча мифов и легенд, прекрасные, добрые люди, и при этом, экстремально, не буржуазно, честно, и во многом по-детски первобытно, то есть в смысле, что грязно, просто и без затей. При этом — реально другой мир! Я видел людей, которые живут там месяцами, годами, зависают в ашрамах, совершают пешие или велосипедные путешествия и находят истину практически на первых километрах пути. Видел людей, идущих к Сай Бабе и от него, видел пожилых европеек и американок в национальных индийских одеждах с распущенными седыми волосами, которые живут тем, что кормят обезьян или индийских детей, не делая между ними большой разницы, так как им открылась более высокая истина. Эти люди вполне честно живут в абсолютно спартанских, а точнее, в настоящих индийских условиях, почти не пользуются деньгами, а у некоторых деньги и по-честному закончились. Но единственное, что эти люди никогда не потеряют и берегут, как зеницу ока, это свои британские, американские, немецкие, австралийские, российские, французские и прочие паспорта. Паспорта, как гарантию обратного билета, который у них в виде этого паспорта всегда с собой.
Много способов, вариантов, дорог и узеньких тропинок, по которым люди бегут от жизни. Тема не новая, тема, поднятая в двадцатом веке многократно и мощно разными литераторами и кинематографистами. Плохо жителю больших городов! Печален он, устал он, запутался. Я себя не отделяю и не возвышаю над большим городом, ощущаю себя не менее запутавшимся и усталым. Всё время про это пишу, все мои книги об этом. Главный мой герой — это житель большого города. И все мои герои живут моими переживаниями, моим жизненным опытом… Просто Казантип — в абсолютно концентрированном и наглядном виде, практически в виде таблетки, представляет собой попытку бежать. И как таблетка имеет круглую форму, так и идея Казантипа давно очертила окружность.
А те, кто обижается на то, что я плохо высказался о музыке, так я и теперь повторю, что музыка, кода я был на Казантипе, была плохая, да и музыкой это назвать я не берусь. При этом, я электронную музыку слушаю столько лет, сколько большинство из злобных комментаторов не живут. Мне, между прочим, посчастливилось почти в самом начале того самого движения побывать в знаменитой бельгийской Ла рокке и Гараже. Ещё в девяностые я вкусил такого драйва на лучших дансполах Европы. Тогда в этом было ощущение чего-то очень передового, свежего, а главное, бурно развивающегося. И в этом смысле качество музыки, а хорошего всего мало, было не важно. Главное было ощущение приобщения к развивающемуся и рождающемуся у тебя на глазах свежему и новому. Сейчас в электронной музыке такого бурного развития нет, нет революционных событий. Это нормально. Так бывает. Сейчас во всех сферах некая общая путаница… Но я не об этом, я о том, что я электронную музыку знаю и люблю. Да собственно, а где я познакомился с Бигуди? На дансполе! Они первоклассно ди-джеили тогда. И, к тому же, делали бескомпромиссный и жесточайший электронный проект «Мембраноид» (кажется так он назывался). Да, между прочим, как я только приехал в Калининград, первым делом я познакомился с электронным дуэтом Лос Чикатилос, музыку которых знал ещё в Кемерово и крутил у себя в клубе. Мощнейший был коллектив.
Думаете, я не помню, как в девяносто четвёртом году я изо всех сил старался донести до тех, кто ходил к нам в клуб, страшно мною любимую музыку. Я называл наш клуб Даб-Клаб. Ребята! Это был 1994 год, город Кемерово, и я упорно, преодолевая непонимание и полное отторжение ставил и ставил трип-хоп, который только появился, который родился у меня на глазах. Эту музыку было очень трудно достать. Её невозможно было купить, её можно было только привезти. Никакого тебе интернета, откуда можно было бы всё скачать. Меня не понимали, а я настаивал, я демонстрировал, как под это можно танцевать, своим видом показывал, какую одежду требует такая музыка. И ведь затанцевали!… Не долго. Вскоре всё это превратилось всё равно в обычную возню. Даже тогда и даже в Кемерово появлялись драг-диллеры, которых мне помогали вычислить сочувствующие бандиты, потом появились доступные девки, за ними потянулись соответствующие парни, музыка менялась, клуб стремительно умирал, и я уехал… Я сдался. На стенах остались мои фотографии и лёгкая дымка того, что некогда это делал я…
Я очень рад, что не был на закрытии сезона Казантипа, не видел тридцати тысяч людей. Рад, что не был там в самый разгар. Поскольку понимаю, что впечатление моё было бы многократно более тяжёлым и печальным.
И хватит об этом. Хотя, я получил несколько искренних и пронзительных сообщений. На что могу ответить, что я не объективен, я субъективен. Но если вам есть что сказать, а главное, вы знаете, как сказать — напишите. Напишите ярче, сильнее, чувствительнее. Постарайтесь! Я же постарался. И если вам есть что защищать — защищайте это на уровне!
Ваш Гришковец.