11 ноября.

Здравствуйте!
Очень и очень внимательно смотрел выступление Хиллари Клинтон после её краха на выборах. Посмотрел два раза, не отрываясь. Очень впечатлён!

Пожалуй, я никогда ни у кого не видел такого выражения и такой бесконечной тяжести во взгляде. Кто-то говорил, что она была на грани слёз. Уверен, что это не так. Слёзы – это чепуха по сравнению с тем, что было в глазах этого человека. Не могу себе представить весь ужас и масштаб краха, пережитый этой пожилой дамой. Она, конечно, не могла сразу выйти к своим сторонникам. Она вышла позже. И то, как она держалась, достойно всяческого восхищения.

Мне она всегда не нравилась. Очевидно злая, фальшивая, жёсткая, не похоже, чтобы очень умная, и всегда, всегда несчастная. Несчастные люди – тяжёлые и неприятные люди. Но на подлинное несчастье способны только натуры чувствительные. Хиллари определённо чувствительный человек и очень мощный. Это особенно было заметно во время её, в сущности, прощальной речи.

Она впервые выглядела элегантно в своём практически траурном пиджаке. Интересно, для чего она этот пиджак готовила?… Уж точно не для этой речи. Поскольку, она, очевидно, была уверена в победе. Она в победе не сомневалась. Хотя, может быть, она и задержалась с выходом к публике, потому что этот пиджак шили. Кто знает?…

Ни один спортивный проигрыш, ни одно падение в нокаут, ни одно военное поражение не может сравниться с тем, что пережила Хиллари Клинтон…

Только представьте… Пожилая женщина, которой скоро семьдесят, с серьёзными проблемами со здоровьем, но нашедшая в себе силы и уверенность в том, что её ещё хватит на восемь лет напряжённой работы. Сама работа должна была придать ей сил. Она видела и не сомневалась в том, что её ждёт огромная, непостижимо большая и насыщенная политическая жизнь. Она была уверена, что буквально наутро станет самым большим и могучим руководителем в мире. А тут — бабах! ……… — и крах.

А фактически, конец жизни. Пенсия. Забвение. Дом престарелых. Прогулки с собачкой. Стареющий придурковатый муж рядом. Она – бабушка, к которой дети и внуки приезжают нечасто, злобная старая карга, для кого-то вредная, капризная соседка – то есть, вместо брызжущей всеми красками жизни мрачная, пыльная старость. Возможно, будут какие-то лекции, участие во всяких комитетах, ток-шоу, благотворительность, какая-нибудь толстая книга мемуаров… Но всё это — чепуха, чушь и пыль под стариковской кроватью.

Ещё, представьте, эта женщина ощущала, что выбивает своё имя на стене мировой истории. Сорок пятый Президент Соединённых штатов – первая в истории женщина-президент Америки. Да она, буквально, сразу же входила в число пресловутых отцов-основателей, как первая мать.

Наверняка она думала, как полетит в Европу или ещё куда-нибудь в качестве Президента… Когда-то она летала с визитами вместе с мужем, а теперь будет сомневаться: брать мужа с собой или нет. Президенты обычно ездят с супругами. Так что Билл забавно смотрелся бы в качестве сопровождающего лица. Наверняка, она шутила по поводу того, как нужно будет именовать Билла. Она была при нём — первая леди, а он кто при жене Президенте — первый мужик?

Она готовилась шагнуть в историческую вечность и … О ужас…

Не могу себе представить весь кошмар! Что же там творилось и творится в душе?…

Конечно, всё это было в её глазах во время последнего выступления. Вот только так глубоко невозможно было заглянуть. Человеку, живущему обычными, повседневными интересами, да даже писателю или поэту, который знает творческие и художественные взлёты и провалы, не ведом ад тех амбиций и бездна краха, которую пережила Хиллари Клинтон.

Я смотрел в её глаза и думал: Какой же кошмар она переживает! Из этих глаз никогда уже не польются обычные и понятные нам слёзы… И как же хорошо, что она не стала Президентом! Людей с таким взглядом, с таким несчастьем и с такой волей нельзя допускать к руководству и управлению другими людьми…

Так что для меня прощальная речь кандидата в Президенты Хиллари Клинтон – одно из сильнейших впечатлений последнего времени.

И если имя Хиллари от слова хилл (hill — вершина), то её провал – это самое большое и самое масшабное падение с высот в бездну, какое я когда-либо воочию наблюдал.
Ваш Гришковец