Здравствуйте!
Мне сейчас очень сложно употреблять слово «вчера», потому что скажешь «вчера», а это было ещё сегодня ночью, скажешь «ночью завтра», а завтра-то уже наступило. Всё спуталось, да ещё эти часовые пояса, отделяющие меня от дома. А этих часовых поясов шесть (с Калининградом шесть). Ну, скажу так, сегодня ночью или вчера… была очень хорошая рабочая смена. Она была хорошая по ощущению результата и по надежде, что получается у нас то, что мы хотим. Мы сейчас играем длинный разговор. Вчера всем звукооператорам, осветителям, операторам за камерами — а теперь у нас на площадке две камеры — и тем, кто просто находится на съемочной площадке…было весело нас с Денисом слушать. Произошло удивительное, наш бум-оператор Валя, про которого я не раз уже рассказывал, из интереса, что же будет и о чем наше кино, даже взял и почитал сценарий!!! Я вижу в этом очень серьезный задел (улыбка). Работали с десяти вечера до семи утра. Но это мы – актеры, остальная группа работает больше.
Но конечно, усталость накапливается и в короткие перерывы всех начинает рубить сон. Правда, только тех, у кого такой перерыв случается. У операторов и мастеров по свету и звуку таких перерывов не бывает.
Аня Матисон и Юра Дорохин, по-моему, уже совсем перестали спать. Но как-то всё равно бодры, внимательны и даже могут неплохо выглядеть. Я уже не говорю про нашего главного оператора Андрей Закаблуковского, у него, по-моему, уже начали глаза светиться в темноте.
Знаете, во время ночных съемок очень важным временем является четыре часа утра. До этого момента бодрости хватает, а потом у всех в движениях появляется какая-то замедленность, все начинают двигаться как в рапиде. Но бывает и другое: может наступить и накрыть всех какое-то безудержное и неадекватное веселье. Все хохочут, даже над самой нелепой шуткой или совершенно невинной ситуацией. В таком состоянии человеку достаточно показать палец, и он будет хохотать. Очень важно такой момент не упустить и собрать внимание коллектива и продолжить работу, потому что после такого веселья наваливаются усталость, и даже сильные и опытные люди ничего не могут сделать. Они могут перетаскивать тяжелые предметы, бороться со сном, держаться изо всех сил, но этого недостаточно — нужно внимание, быстрая реакция и резкость не только в объективе, но и в глазах. И в этом смысле и хочется совершить подвиг, да невозможно. То же самое касается актерских реакций и способности вести свою роль правильно и точно. Вчера был момент вот такого вот ночного веселья, но мы справились и доработали до рассвета. А за окном шел дождь, он шел вчера тринадцать часов подряд и весьма сильно способствовал сонливости.
Так! С кем я вас ещё не познакомил? Ну, конечно, с Сашей!!! Саша наш бригадир осветителей. Точнее, я бы назвал его просто мастером по свету. Так как он сам себе бригада и сам себе мастер. У него есть пара ассистентов из местных ребят, но всё-таки то, что касается света, делает он. А ещё, он просто украшает собой наш коллектив!!! Полюбуйтесь.
Саша огромного роста, он возвышается над всеми нами на голову. Он похож скорее на приехавшего в Иркутск, отставшего от команды баскетболиста и волейболиста. Он почти всегда в любую погоду в шортах. Я думаю, он носит шорты, чтобы была видна его татуировка на ноге. Огромный крылатый дракон. Он выглядит так, что на него оглядываются все местные барышни…да и не только барышни. В кино он давно, уже больше восьми лет. Специального образования у него нет. Понятное дело, что парень с такими данными когда-то занимался спортом. Даже регби. Саша говорит, что в кино попал случайно. Сначала таскал фонари, а теперь он прекрасный специалист. Прежде чем попал в нашу команду, он был нам рекомендован несколькими кинематографистами, которые с ним работали. Мы все считаем, что нам очень повезло. А фильмография у него очень солидная. В это верится с трудом, когда видишь перед собой такого вот молодого, красивого и очень веселого парня. Сколько таких вот бывших спортсменов и «красавчиков» занимаются черт знает чем и прожигают жизнь в безделье и скуке. А Саше не скучно никогда. Во-первых, у него очень много всякого оборудования, а это всё железное, электрическое, тяжелое, требующее самых разнообразных светофильтров, штативов, каких-то шторок, фольги, отражателей и какое-то нечеловеческое количество разнообразных ламп. Про провода я даже не говорю. Саша всё это таскает, расставляет, как какой-то абориген в пустыне находит воду, так Саша находит источники электропитания. А ещё, он очень ответственно и тщательно выстраивает свет, завешивает окна какими-то фильтрами, придумывает самые разные, неожиданные возможности сделать свет таким, чтобы свет был естественным и не телесериальным.
Он, например, рад тому, что мы совсем не используем дым. А в сегодняшнем нашем кино, дым используется сплошь и рядом — везде! Потому что это так просто: поддать дыму из дым-машины, подсветить его чем-нибудь синим или запустить какой-нибудь луч – вот тебе уже и кино. Посмотрите практически любой свежий отечественный фильм, и вы увидите, как у нас любят подпустить дыму (улыбка).
Саша москвич. И он самым лучшим способом, то есть своей работой, ответственностью, легкостью в общении и невероятным трудолюбием доказывает всем местным ребятам, что говорить и думать о том, что в Москве москвичи все…ну в общем, москвичи (улыбка), совсем неправильно. Те, у кого было устойчивое мнение о том, что в Москве живут одни жлобы, знакомясь с Сашей, тут же меняют свое мнение. Москва, в общем, здесь не причем. Просто таких парней немного везде. А наши режиссеры и оператор говорят, что Саша просто отличный профессионал, никогда не попытается проскочить по легкому и будет бескомпромиссно добиваться нужного результата даже для совсем короткого эпизода (хотя у нас вся команда набралась такая, и в таком коллективе стыдно работать спустя рукава).
Ну и последний штрих к портрету. На съемочной площадке у Саши к одежде всегда прикреплены деревянные прищепки, я сначала не понимал для чего, а потом увидел, что он этими прищепками крепит светофильтры к приборам. Тряпочки к чему-нибудь и прочее. Я спросил его, почему он пользуется деревянными, он объяснил, что приборы горячие, а деревянные прищепки не плавятся и не нагреваются, в отличие от пластмассовых и железных, а потом добавил: «А ещё они стильные». Пижон!
У этих прищепок есть ещё одно предназначение – если условленная контрактом рабочая смена заканчивается, но режиссер принимает решение продолжать работу, то начинается переработка. Сверхнормативное время оплачивается дополнительно, по другому тарифу. В этом случае у Саши на рукаве футболки начинают появляться прищепки, которые он по назначению не использует. Через каждый час сверхурочной работы на рукаве появляется новая прищепка. Таким образом, он отмечает часы, которые он честно отрабатывает, но за которые ему вынь, да положь. Так что, бегло взглянув на Сашу, а его видно издалека, можно сразу увидеть, сколько часов коллектив проработал сверхурочно. Саша своего не упустит. И это правильно. Он свой профессиональный хлеб ест не зря!
И сколько же разбитых сердец останется в Иркутске, когда Саша покинет этот славный город…(улыбка). Скоро опять на съемку. И впереди ещё не одна ночь.
Ваш Гришковец.