10 ноября.

Здравствуйте!
Ну вот и прошёл, проскочил столетний юбилей Великой Октябрьской революции. Я родился в год её пятидесятилетия. В октябрята меня принимали возле крейсера «Аврора» в Ленинграде. И тогда, я это отчётливо помню, революция казалась чем-то уже очень давним и грандиозным.

Я ждал столетия этого события. Не скрою, мне были интересны те фильмы, которые подготовили к юбилею революции два наших главных телевизионных канала. Мне также было очень любопытно посмотреть и услышать, является ли эта дата осмысленным праздником, или уже революция не имеет шансов быть спокойно и серьёзно оценена и встать на своё место не только в истории мира и страны, но и в личном понимании истории отдельными людьми.

Посмотрел фильмы по двум главным телеканалам, почитал газеты, посмотрел новости и понял, что нет, революция не осмыслена, не оценена и, в сущности, уже совсем не нужна, неинтересна.

Даже военные парады 7 ноября на Красной площади и в Самаре были устроены и посвящены не годовщине Революции, а памяти парада 1941 года, то есть Великой Отечественной войне, а не Великому октябрю.

А оба сериала, так широко проанонсированные, на которые были брошены огромные средства и лучшие артистические силы, показали что угодно, но не серьёзное отношение к событию, которому были посвящены. Что это были за фильмы? Какую цель и задачу они ставили и преследовали? Что из них можно было понять зрителю?

Два самых известных и главных актёра страны сыграли в двух фильмах один Ленина, другой — Троцкого. К актёрам претензий нет. Актёры – они есть актёры. Актёрам нравятся костюмы, парики. Актёры всегда говорят, что им больше всего интересно играть отрицательных персонажей. Вот мы и посмотрели, как два великих актёра во что-то поиграли.

А на самом деле от этих двух фильмов сложилось впечатление, что в них играли не живые актёры, а взятые напрокат восковые фигуры из музея мадам Тюссо.

В обоих случаях главными героями фильмов были Троцкий и Парвус. То есть, в сознании людей моего возраста и даже возраста моих родителей — антигерои революции. В логике тех, кто решил снять фильмы именно про этих людей, будет логично к очередному юбилею Пушкина снять сериал про Дантеса, который, хоть и убил Александра Сергеевича, но всё-таки был непростой, яркой личностью, который прожил интересную, полную приключений жизнь, любил как женщин, так и мужчин, и напрасно упоминается только в связи с мрачной своей ролью в истории русской литературы.

Если фильм «Троцкий» смог бы посмотреть от начала и до конца человек, ничего не знавший о революции, живущий где-нибудь в Новой Зеландии, то что бы он мог из этого фильма понять? Да ничего! У него нарезанные эпизоды из которых состоит картина не сложились бы в некую историю. А то, как в этом фильме показана страна и люди, показались бы ему каким-то фантастическим пространством и нереальными персонажами, как нам кажется нереальной Новая Зеландия, в которой снимали фильм «Властелин колец».

Троцкий на своём фантастическом паровозе — чем не предводитель эльфов, которые, просто одеты не в светлые доспехи, а в чёрные кожаные шлемы и во всё кожаное? А чем отличаются видения Троцкого в этом фильме от видений несчастного хоббита Фродо? Конечно же, в сериале первого канала Троцкий и эльф, и властелин колец, и даже маг. Потому что ничем, кроме волшебных чар, невозможно объяснить то, что от него без ума все женщины.
Чем этот фильм отличается от кинофантасмагорий последних лет на тему Древней Руси? Да ничем! И именно это доказывает, что революция, которой исполнилось 100 лет в сознании тех, кто делал это кино, так же далека и так же безразлична, как незапамятно Древняя Русь.

Создатели обоих фильмов порезвились, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И что у них получилось? Детектив? Нет. Боевик? Не очень. Эротический триллер? Вряд ли. Что-то просветительское и рассказывающее молодому поколению подлинную историю, которую те не знают? Вообще нет. Фильм, исследование, открывающий неизвестные страницы тех событий? То же нет. А что?
Бессмыслица!

Бессмыслица, порождённая государственным заказом с одной стороны и желанием тех, кому этот заказ достался, сделать так, как никто не делал, поднять тему революции, как её не поднимали и проявить в этом свою волю. А проявление воли и желания сделать так, как не делали, без идеи порождает только бессмыслицу и больше ничего.
К тому же в случае двух этих сериалов мы увидели очередной раунд соперничества двух каналов. Кто кого переоригиналит. То они устраивают звёздные войны с фильмами про космонавтов, то одновременно выпускают фильмы на схожую тематику, ставя их одновременно в эфир, то теперь соревновались в лихости, посвящённой демонам революции.

Уверен, что если будет заказ на фильм, посвящённый Куликовской битве, то один канал снимет сериал про Челубея, а другой про Пересвета.

А за всем этим безобразием не прозвучало ничего существенного. Ничего такого, что было бы обращено к нам, к каждому, кто живёт в стране, где всё, всё без исключения, до сих пор существует либо благодаря, либо вопреки той самой Великой Октябрьской социалистической революции.
Ваш Гришковец.