12 июня.

Здравствуйте!
Сегодня праздник. День России. В Москве не солнечная, но очень комфортная погода. Ехал на спектакль, но пришлось выйти из машины и довольно много пройти пешком, потому что все дороги, ведущие к Пушкинской площади перекрыты. Благо выехал я загодя и не спеша прогулялся. Видел много уже уходящих с митинга нарядных приятных людей. Многие шли с флажками. Если бы не гудящие в сером небе вертолёты, то можно было бы подумать, что люди действительно возвращаются с праздника.

На Пушкинской площади видел полно милиции, автобусов, которые эту милицию привезли, какой-то ещё техники. Видел как двух людей вели милиционеры куда-то. Очевидно всё действо уже закончилось. Видел немало съёмочных групп и журналистов с микрофонами, определённо иностранных. Одна журналистка, пожилая и с длинными нечёсаными седыми волосами задала мне два вопроса. Первый — что для меня этот праздник — Я искренне затруднился с ответом. А на вопрос, что делаю я здесь, на Пушкинской площади у меня был вполне ясный ответ — Я иду на работу.

Буквально в двух десятках метров от Пушкинской площади люди гуляют на бульваре, заведения забиты. Лето. Выходной… Вот сейчас писал это и смотрел в окно. Окно гримёрной выходит прямо на Страстной бульвар. По бульвару вальяжно шли люди. Много. И вдруг они сначала ускорили шаг, а потом побежали. Практически все. Я даже подумал: О! Наверное что-то началось! Какая-нибудь полицейская операция или что-то стряслось, чего мне из окна не видно…

А на самом деле вдруг резко припустил дождь, который я сразу не увидел, но вскоре на бульваре стали распускаться зонты и всякая тревога закончилась. Вот такой праздник.

А я вчера начал перечитывать, а на самом деле впервые внимательно читать книжку Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». . Эта книга написана ровно восемьдесят лет назад. И она является фактически единственной настоящей литературной попыткой открытия Америки. Читаю и понимаю, что только по причине своей литературности и художественности книга не устарела.

Сегодня смешно было бы пересматривать документальный цикл передач, который с упоением и пристальным вниманием смотрела вся страна четверть века назад… Я имею ввиду «Америка с Михаилом Таратутой». Ну а цикл репортажей про Америку Познера и Урганта вообще во внимание брать не стоит. Странная получилась у них история. Вроде бы забавная, но абсолютно бессодержательная и бессмысленная. Любая самоуверенность порождает бессмыслицу. А умный и тонкий человек Познер не справился со своей самоуверенностью и всецелым убеждением в том, что он глубокий знаток Америки. Это же помешало ему хоть что-то сообщить про Германию или Израиль. Но в этих странах с ним случился ещё и почти припадок высокомерия…

Короче говоря, мне совершенно необходимо сейчас с кем-то поделиться, соотнести свои американские впечатления. И оказалось что Илья Ильф и Евгений Петров — самые лучшие и свежие собеседники, потому что они настоящие писатели. Своё открытие Америки они совершили как литераторы, а не как те, кто пытается познакомить читателей или зрителей со своими глубокими познаниями, или особым правом на особое понимание какого-то явления… В общем, хорошая, свежая книжка «Одноэтажная Америка». Читаю и иногда даже киваю головой, как человеку, с которым согласен.

Эх! Всё сильнее и сильнее чувствую в себе желание вернуться в Америку и даже не вернуться в Америку, а снова туда прилететь. А возвращение и очередной прилёт это разные вещи.

Знаю, что с целью играть спектакли в Штаты больше не прилечу. Значит надо для себя поставить другие цели и задачи… А какие у меня могут быть цели и задачи? Туристические? Нет! Я уже давно не ставлю перед собой туристических задач и намеренно расстался с туристическим взглядом на мир и на жизнь… Деловые задачи? Нет. Я не бизнесмен… Образовательные? Нет, я уже вышел из того возраста и из того сознания, в котором мог бы кому-то задавать вопросы и получать устраивающие меня ответы. Самые главные вопросы у меня уже давно только к самому себе.

А значит, в поездке в Америку у меня могут быть только художественные задачи. Вот оформлю их. Проведу серьёзную подготовку. Выдержу значительную паузу и снова поеду в Америку с целью художественного её открытия. А то, что-то её последние восемьдесят лет никто на русском языке не открывал… А записки истории и открытия эмигрантов в этом случае как открытие не работают…….. Проще говоря, хочу я написать книжку.

Но сегодня День России. Нечего сегодня говорить об Америке.

Буду играть сегодня спектакль «+1», который, если кто-то видел и помнит, заканчивается тем, что я стою на сцене с маленьким флажком-триколором в руке и говорю: Но надежда есть.. Надежда есть…
Ваш Гришковец.