18 ноября.

Здравствуйте!
Скоро, уже совсем скоро полечу на гастроли в Крым. У меня три спектакля. В Симферополе, Севастополе и Ялте. Не был в Крыму больше трёх лет. Отправляюсь на эти гастроли с огромным интересом и сильнейшим любопытством.
Летом и осенью 14-го года меня активно звали поехать в Крым со спектаклем, с концертом – с чем угодно. Звали не из Крыма, а звали те, кто организовывал бесконечные фестивали и праздники на присоединённом полуострове. Потом было довольно много предложений сниматься в Крыму. Если уж мне, не самому востребованному в России артисту, прислали с пяток сценариев, где главным действующим лицом являлся Крым, а остальное было не очень важно, то представляю, сколько таких сценариев находилось в разработке.

Я от всего отказывался. Отказывался по многим причинам. В первую очередь мне было непонятно – где и что мне можно исполнять. К тому моменту я сыграл в Крыму все свои спектакли, а новый «Шёпот сердца» был не готов. Во- вторых, было понятно, что никто всерьёз организовывать мои гастроли там не собирается и зовут меня за компанию. В-третьих, я за компанию и в общей толпе куда-либо ездить или шагать не готов…

А ещё тогда бурлили такие ужасные страсти, так много вокруг этого было эйфорийной радости с одной стороны, и лютого гнева с другой, что не хотелось подливать масла ни в один, ни в другой огонь.

Какое-то время я не знал, с кем работать в Крыму, и кто может взяться за организацию гастролей. Прежде организаторы моих спектаклей в Севастополе и Симферополе были мои давние украинские партнёры.

Ещё потом я не стал спешить с поездкой в Крым, потому что понимал, что для многих и многих моих украинских читателей и зрителей крымская тема болезненна, чувствительна и крайне обидна. Я полагал, что страсти улягутся… Не окончательно, не вполне… А просто слегка улягутся, и тогда можно будет, никого не обижая, поехать и просто сыграть спектакли.

Однако, ясно, что страсти не улеглись. Для кого-то эти страсти, видимо, не улягутся никогда. А значит, столько я ждать не могу. Да и люди в Крыму, те самые зрители, для которых я три года назад играл в Севастополе и в Симферополе, тоже ждать не хотят. И они, в сущности, не виноваты в том, что кто-то может обижаться и гневаться на то, что к ним кто-то приезжает с концертами и спектаклями.

Честно говоря, те, кто может обидеться на то, что я еду играть спектакли в Крым, меня теперь уже не особенно беспокоят. Обида – дело такое…. Обида – дело глупое. Обида лишает человека возможности что-либо понимать, а главное, что-то принимать. Обиженный человек всегда живёт прошлым, а не сегодняшним днём. Обиженный не может принять реальность. А суть реальности такова, что ей – реальности – безразлично, принимают её или не принимают, обижаются на неё или нет.

Крым же сейчас по внутренним законам России – неотъемлемая часть её территории. Такова реальность. Раньше реальность была другой. Крым был неотъемлемой частью Украины. И я с удовольствием ездил в украинский Крым играть спектакли. Теперь поеду в российский. Почему? А потому что полуостров остался на месте, и те люди, для которых я играл, тоже остались на месте. Вот и всё.

Мне очень интересно то, что я увижу!

За последнее время наслушался от разных людей про Крым… Наслушался разного. В основном, те, кто впервые приехал в Крым, разочарованы сервисом, общим устройством и отсутствием привычных опций, типа возможности нормально арендовать машину или найти, пусть скромную, но нормальную гостиницу, а не нечто убогое и странное. Люди, впервые попавшие в Крым, были удивлены тем, что почти невозможно отведать свежей морской рыбы, да и вообще нормально поесть не так просто. Зато люди в восторге от природы, от чудесного моря и климата, от приятных, разговорчивых, если не сказать – болтливых, местных жителей. Люди хотят немножко подождать, а потом вернуться в обновлённый Крым. Хотят приехать по мосту.

Те мои знакомые, которые в Крым регулярно ездили, тоже ворчат. Они привыкли к Крыму, как к раю очень простого, солнечного, а главное, совсем дешёвого отдыха… Как дешёвый отдых, они понимают, что Крым для них утерян навсегда.

Знакомые крымчане все говорят по-разному. Севастопольцы говорят бодро, весело и оптимистично. От них правды не дождёшься. Они, как военные моряки на допросе, говорят только, что всё хорошо и лучше не бывает. Обожаю севастопольцев!!! А вот знакомые из Феодосии поскуливают и жалуются. Однако, сдержанно и аккуратно. От ялтинцев вообще ничего не добиться. Их не поймёшь. Они отвечают уклончиво, как бы стараясь сначала выяснить, что я от них хочу услышать, и в зависимости от этого станут либо ругать, либо хвалить новшества. Такой город…

В общем, я хочу всё увидеть сам, сам всё попробовать, понюхать, куда смогу доехать.

А главное, жду встречи со своими зрителями. С теми самыми, с которыми расстался в одном государстве, а встречусь в другом. Но всё в тех же залах, в тех же городах и на том же самом чудесном полуострове. Рад привести им совсем новый и не виденный ими спектакль.
Ваш Гришковец.

P.S. Мне буквально вчера мой приятель прислал дивное видео, которое он снимал в Крыму этим летом. Он потрясающе снимает природу, людей, небо. Он буквально вживается в те места, которые снимает. У него есть зарисовки Южного Урала, Байкала. Я бывал в этих местах. Но так никогда не видел и не чувствовал. Теперь он вдохнул Крым и выдохнул то видео, которое мне прислал. Чудо какое-то! Мне думается, что даже крымчане увидят свои знакомые места особым образом. То есть, не своими глазами, а глазами настоящего художника.

Россия рядом: Крым (Russia Nearby: Crimea) from Resonant Arts on Vimeo.