4 июля.

Здравствуйте!

Вчера все болели за Исландию. Болели греки, англичане, голландцы, даже франкофонные бельгийцы, ну и немногочисленные мы. В баре у моря собралось много людей. Гораздо больше, чем на матч Италия — Германия.

Все болели за исландцев. Все, чьи команды вылетели, и все, чьи команды даже не дошли до Чемпионата. Все очень хотели повторения чуда. Хотели, прекрасно зная, что чудо неповторимо. Оно и не повторилось. Оно просто осталось чудом и всё.

Обычно, при счёте 4-0 многие болельщики покидают трибуны. Тем более, шёл дождь… Это там, во Франции. Но никто трибуны не покидал. И из бара у моря никто не уходил. Все общались друг с другом. Все, несмотря на разгромный счёт, были весёлыми, жизнерадостными.

Два гола в ворота Франции отозвались громкими радостными криками по всему побережью. А вот картинные поклоны, артистичные и отработанные победные кружева, исполняемые французами после забитых голов, воспринимались, как неуместное кривлянье и избыточный кураж. Уверен, что в матче с Германией, если французам посчастливится забить гол-другой, то тогда их победные ритуалы и изящный кураж будет вполне уместен. Но не в случае с Исландией.

Не в том смысле, что французы куражились, а над детьми куражиться нехорошо… Исландцы не выглядели детьми. Они, очевидно, были командой совершенно другого класса, чем французы. Но просто исландцы играли, а французы устраивали шоу.

Интересно, вот когда наши болельщики идут на очередное заведомо провальное и позорное выступление нашей сборной, в которую они реально совсем не верят… Что происходит? Люди же идут всё равно с какой-то надеждой… Но, при этом, совсем без веры в команду. То есть, какая-то странная ничем не объяснимая, можно даже сказать, глупая надежда у них есть, а веры нет.

В ситуации, когда все болели за Исландию, надежды, особенно после первого тайма, не было. А вот вера была! Простая человеческая вера в то, что те, за кого они болеют, доиграют достойно, будут выглядеть мужественно, подтвердят, что все полюбили их не зря, а главное – ещё раз продемонстрируют то, что просто играют в футбол. В футбол, как в великую, увлекательную, любимую миллионами игру.

Люди от исландцев этого ждали и получили сполна. Исландская сборная 2016 года останется в памяти всех, кто за неё болел, как и когда-то команда Камеруна… Да и как вообще все, кто дерзнул, добился неожиданного, отчаянного, блестящего успеха, а потом, понимая свою обречённость, всё равно не отступил. Греки обожают миф об Икаре. А триста спартанцев до сих пор и навсегда их любимые герои. У всех есть свои герои. Исландская нынешняя сборная моментально ушла в исландскую мифологию вслед за бесстрашными викингами.

Те викинги старались принять смерть в мечом в руках, до конца оставаясь воинами. Исландские футболисты проиграли с мячом в ногах.

Сегодня четвёртое июля. Июль только начался. Лето только-только разогналось. Радостно от того, что впереди ещё много лета. Хотя… Как только лето разгоняется, оно, чёрт возьми, очень быстро заканчивается. Как часто июнь кажется длиннее июля и августа вместе взятых.

Несколько коротеньких летних наблюдений…

Сидели на днях вечером в таверне, рядом ужинали пожилые англичане. Три семейных пары действительно пожилых людей. Очень весёлых. Такие молодцы! Им нормально за восемьдесят, а они не окуклились, не засели дома, а приехали в Грецию, с удовольствием пьют и едят, нарядно одеты. У мужиков (дедов) штаны были ярко-зелёного, жёлтого и бирюзового цветов. Жалкие, вялые хипстеры просто курят в сторонке. Дамы были в бусах и мощных серьгах. Одним словом – молодцы! Когда им принесли счёт, одна леди, самая весёлая за столом, спросила официанта:

— Это что?

Тот ответил:

— Это сто восемьдесят евро.

— Какие евро? Что это такое? Унесите! Мы уже не члены Евросоюза, — и вся компания тут же засмеялась.

Молодые англичане, лет тридцати, из-за соседнего столика посмотрели на них неодобрительно, даже осуждающе. Мол, старикам легко куражиться на эту тему, а им — молодым — непонятно, что делать дальше… Старикам же было весело от того, что хоть что-то произошло, и что-то будет происходить с ними или уже без них…

Греки очень радуются тому, что Эрдоган извинился перед Россией и Путиным. Им это очень важно. Оттого, как Турция шантажировала Европу, по сути, торговала беженцами и творила, что хотела, греки испытывали личное оскорбление и унижение. Они-то лучше остальных знают, что туркам верить нельзя. А тут этот визгливый Эрдоган извинился. Они теперь в восторге от Путина. Что с них взять? Тоже по-своему наивные люди.

Видел, как днём к пляжу подъехал большой туристический автобус. Из него вышли люди, которые говорили по-русски. Их было человек тридцать. В основном, в возрасте от тридцати до сорока с детьми. Их привезли на отдалённый пляж с хорошей таверной. Они быстро расположились, купались, загорали. Услышав, что мы тоже говорим по-русски, заинтересовались, откуда мы. Я сказал, что из Калининграда, из России. Ничего больше они меня не спрашивали, всё было вполне сдержанно и дружелюбно. Я поинтересовался, откуда они. Люди были из Запорожья и Днепропетровска. То есть, из одного региона. Мы мирно соседствовали на пляже. А вот ближе к вечеру, когда они уже грузились в автобус, у них случилась перепалка. Сначала, видимо, кто-то возмутился тем, что кто-то слишком медленно идёт к автобусу. Слово за слово – и все, кроме детей, слились в какую-то общую жуткую, сначала гневную, а потом просто ненавистную брань. Женщины орали, мужики чуть ли не кидались друг на друга. Это было ужасно и буквально на грани мордобоя… Эта сцена, эта ситуация самым наглядным образом демонстрировала, что внешних врагов у Украины нет… Собственно, как и не было.

Ко мне на следующей неделе в гости приедет мой знакомый профессор юриспруденции из Харькова. Очень его жду. Он не только умный, но ещё остроумный и хитроумный. К тому же весьма и весьма артистичен, как многие матёрые украинцы. Жду его с нетерпением, давно не виделись… Будем выпивать и беседовать. А мы это умеем.

Но на сегодняшний день отчаянно рад тому, что никто в этом году пока в гости ко мне не собрался. Как же хорошо без гостей…

Ваш Гришковец.