19 января.

Здравствуйте!

Сегодня у меня к вам есть просьба… Или, лучше сказать, предложение. И ещё есть подарок.

Начну с предложения. Я предлагаю тем, кто может и хочет поучаствовать, помочь, оказать поддержку… в создании театрального спектакля «Шёпот сердца», премьера которого состоится 1 марта нынешнего года в Москве, а потом этот спектакль проедет практически по всем городам России и не только.

У нас есть хороший и абсолютно успешный опыт привлечения людей к созданию видеоверсий спектакля. Уже две полноценные видеоверсии театральных спектаклей «+1» и «Прощание с бумагой» осуществлены и, что называется, увидели свет при участии людей, которые инвестировали и фактически финансировали эти видеоверсии. Мы вместе смогли это сделать. На сегодняшний день отработан механизм такого инвестирования и финансирования… и заработано взаимное доверие.

В этот раз я предлагаю вам поучаствовать в создании нового, ещё не существующего в данный момент театрального произведения. Суть этого предложения очень отличается от предыдущих. Прежде я обращался за поддержкой в создании видеоверсии уже существующих спектаклей, которые в течение минимум двух сезонов шли на сценах театров разных городов… Спектаклей, которые уже окрепли, сложились и полюбились публике. Так что, тем, кто решил откликнуться на моё предложение и помочь, было понятно во что они инвестируют или на что дают свои деньги.

В данный момент спектакля нет. Никто о нём, кроме меня и команды, которая над спектаклем работает, ничего не знает. Кроме названия и короткого анонса никто ничего не видел и не слышал. И вот именно поэтому мне так волнительно обращаться к вам сегодня с этим предложением.

Волнительно потому что в вашем решении участвовать, если таковое примите, будет ясный, невероятно важный и бесценный сигнал мне… Сигнал о том, что вы мне доверяете… Доверяете, как художнику, чьё произведение вам нужно и оно ожидаемо, а также доверяете мне – человеку, который не обманет и распорядится переданными вами деньгами честно и по назначению.

Обращаюсь к вам только теперь, совсем незадолго до премьеры, а не раньше, потому что только теперь нам стали понятен размер необходимых для привлечения средств. Но самое главное, потому что я в данный момент не сомневаюсь в том, что спектакль будет и он будет достоин вашего ожидания, доверия и внимания.

От предыдущей премьеры спектакля «Прощание с бумагой» новый спектакль «Шёпот сердца» отделяет три с половиной года. Это было время крайне тщательного и неспешного подбора слов и смыслов. А замысел спектакля мне пришёл больше пяти лет назад.

В этой неспешной работе мне никто не мог помочь, никто не мог в этом таинственном процессе поучаствовать. Но в процессе создания необходимых условий для того, чтобы написанные мною слова прозвучали… А эти условия по сути и можно назвать спектаклем… В этом процессе принять участие можно. Вот я и предлагаю это сделать.

А теперь подарок.

Осенью прошлого года мы записали, а потом смонтировали и сделали видео обновлённого спектакля «ОдноврЕмЕнно». Вот это видео я и дарю вам сегодня, как в конце прошлого года подарил видео новой и актуальной редакции спектакля «Как я съел собаку».

Спектакль «ОдноврЕмЕнно» был сделан мною и показан публике на фестивале «NET» осенью 1999 года. Это был мой второй спектакль. Это был очень важный и труднейший второй шаг в избранном мною направлении. После оглушительного успеха «Как я съел собаку» к моей второй работе был проявлен большой интерес и внимание. Премьеру «ОдноврЕмЕнно» посетили все без исключения тогдашние пишущие о театре журналисты и критики…

Я тогда не был готов к обрушившейся на меня критике и злобе со стороны критического сообщества. Как только тогда не писали о новом моём спектакле! Мне было непонятно, наивному, что же могло так разозлить тех, кто буквально за полгода до пел мне дифирамбы и объявлял новой вехой в развитии русского театра. Да и немногочисленные зрители той самой премьеры, видевшие «Собаку», грустно похлопывали меня по плечу и, виновато улыбаясь, давали понять, что лучше бы я не делал ничего нового, а продолжал играть столь полюбившуюся им историю про матроса.

Сейчас забавно об этом вспоминать. Даже весело. А тогда я страдал, горевал. Очень переживал. Тогда мне было не до веселья. Но именно тот первый в моей жизни удар и шквал критики подготовил меня к последующей злобе критиков и неприятию спектаклей «Дредноуты», «Планета»…

Спектакль «ОдноврЕмЕнно» я играл много лет и сыграл его не одну сотню раз. Он переведён на все европейские языки, а в Германии, Австрии и Швейцарии довольно долго шёл радиоспектакль, сделанный по тексту «ОдноврЕмЕнно». Я играл этот спектакль в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Праге, Будапеште, Хельсинки, Брюсселе, Любляне, Белграде, Варшаве… А не столичные города Европы я даже не перечисляю. Во многих городах России и Украины я исполнял этот спектакль по нескольку раз в разные годы.

А потом я понял, что спектакль устарел. Он устарел прежде всего содержательно. В первоначальном варианте спектакля важнейшей и центральной была сцена ожидания и празднования Миллениума. Но уже в 2007 году про Миллениум говорить было странно и неправильно.

Вообще, спектакль изначально был весьма хаотичным набором радостных эпизодов. Дальнейший опыт и работа над спектаклями, особенно над «Дредноутами» сделали мне эту весёлую хаотичность «ОдноврЕмЕнно» видимой и ясной. Тогда я переписал текст спектакля, и та его редакция в совокупности с замечательными иллюстрациями художника Петра Ловыгина легла в основу иллюстрированной книжки «ОдноврЕмЕнно». Когда вышла эта книга я решил больше не играть «ОдноврЕмЕнно» никогда… И долго не играл.

Но вот последние полтора сезона с удовольствием и много исполнял именно этот спектакль в новейшей редакции. Весь 2014 год я хотел играть этот спектакль как можно чаще. Почему? А просто это мой самый счастливый, жизнерадостный, жизнелюбивый и весёлый, смешной спектакль. Мне хотелось исполнять именно его весь этот сложный и для многих неудачный, а то и несчастный год.

Спектакль стал намного яснее, проще, в нём появился очевидный стержень и внятная нить, которой прежде, изначально попросту не было, а потом она была не столь заметна. Спектакль удалось сделать остро-сегодняшним и даже отчасти завтрашним. Но никак не вчерашним.

Дарю вам свежее актуальное видео… Снова предлагаю сравнить запись более чем десятилетней давности с новой, и увидеть, как многое изменилось за это время…

Да! В отличие от полноценных видеоверсий, которые были записаны многими камерами с кранов и движущихся платформ… Которые снимались в специально подготовленном для съёмок видеоверсии помещении, видео спектаклей «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно» в новых редакциях сняты в Театральном Центре на Страстном во время обычных спектаклей, которые я исполнял для публики, купившей билеты. Сняты они были тремя камерами и так, чтобы не мешать и не отвлекать публику. Поэтому, видео этих спектаклей скромнее по изобразительным возможностям и качеству, но, при этом, вы можете увидеть абсолютно живой обычный спектакль, услышать живую реакцию и дыхание зала и в большей степени ощутить атмосферу рядового вечера в театре.

Очень хочу, чтобы вам новая редакция понравилась. Чтобы вы посмеялись и, возможно, посмотрели спектакль не в одиночку.

Ваш Гришковец.