Шампанское.

Здравствуйте!

Вчера попрощался до следующего года со своей московской публикой. Пожелал хороших праздников, пожелал по возможности безмятежных оставшихся дней уходящего года. Он стремительно заканчивается, и мне осталось сыграть один спектакль в Кишинёве и традиционный рождественский концерт в Калининграде. Сейчас еду по стоящей колом заснеженной Москве в аэропорт. Город недвижимо стоит. Машины похожи на сугробы, а сугробы на машины. Завтра у меня спектакль в Кишинёве. Никогда в жизни в Молдавии и в республике Молдова тоже не был, соответственно и в Кишиневе буду в первый раз. Никакого уровня представления о том, что меня ждём в этом городе не имею и какова из себя столица республики Молдова не знаю. Знаю только что буду играть в оперном театре и что зал будет полон. Значит в городе ждут, а стало быть лечу без волнения, но с интересом. Больше мне сказать об этом нечего. Своими впечатлениями, если они будут, поделюсь после.

Но чтобы не быть кратким, предлагаю прочесть вам небольшой текст, который я недавно написал про шампанское. Друзья попросили написать что-то про шампанское, если я, конечно, могу такое написать и если я шампанское люблю… А шампанское я люблю. Поэтому и написал вот такой вот текст. По-моему, получилось лихо. Прочитайте. Полагаю, что это усилит новогоднее настроение. Вы читайте, а я полетел.

 

Предвкушение.

Понятное дело, что в России, для русского человека, шампанское имеет особое значение и смысл. Шампанское для нас не то же самое, что во Франции и для француза, который его придумал.

В самой бутылке шампанского, в её форме уже содержится ощущение и главное предвкушение события. События не проходного, не повседневного, а чего-то чудесного, радостного, такого, что каждый день не бывает. Шампанское каждый день не пьют… Ну а те, кто пьёт шампанское каждый день…это в нашем сознании дивные, счастливые роскошные люди, чья жизнь праздник и безмятежность.

Сама покупка бутылки шампанского, это очень мужское событие, в котором чаще всего есть надежда и предвкушение. Именно, надежда и предвкушение! Вот мужчина покупает бутылку шампанского – что он купит следом? Цветы! Если не купил их прежде.

Каждый покупающий шампанское мужчина, как только берёт бутылку за обёрнутое фольгой длинное горло, тут же чувствует себя немножко гусаром, чувствует свою общность с теми лихими эскадронами, с теми усачами, которые открывали бутылки саблями, выиграв очередной бой у отступающих французов.

Каждый мужчина чувствует гордость, когда открывает бутылку шампанского, видит испуганные лица дам и барышень, которые даже повизгивают в ожидании хлопка… А он берёт и открывает бутылку бесшумно, выпустив дымок. Ему аплодируют, а он посматривает на одну даму и чувствует, как его акции растут, надежда переходит в уверенность, а предвкушение – в ожидание…

В шампанском всегда есть романтика или хотя бы претензия на романтику. Трудно представить себе компанию друзей, которые покупают втроём штук десять бутылок шампанского и идут смотреть футбол домой к четвёртому. Шампанское предполагает женское общество и женское же участие.

Предвкушение!!! С шампанским связано много предвкушения!

Нет гонщика, который не предвкушал бы шампанского на победном пьедестале. Бутылка шампанского, разбиваемая о борт нового корабля перед спуском его на воду – это предвкушение долгого и по возможности удачного плавания этого судна.

И наша российская обязательная новогодняя бутылка шампанского – это предвкушение по возможности хорошего или хотя бы неплохого наступающего года, это надежда на благополучие и если повезёт на радость…

Надежда на радость! Что может быть лучше?

 

Вкус.

Можно часто услышать: «Ой, я шампанское не люблю! Мне что-нибудь покрепче». И произносящий такую фразу полагает, что тем самым подчёркивает свою мужественность и опыт жизни. Мол, шампанское – это шипучка и баловство.

Всегда, когда слышу такое, понимаю, что сомневаюсь в том, что говоривший понимает вообще хоть что-нибудь в питие. В водке, в коньяке или в виски.

Как можно не любить шампанское? Только не зная его. Точно так же, как можно не любить оперу, ни разу в опере не побывав, или не любить поэзию, выучив пару стихов в школе.

Шампанское требует внимательного изучения, постижения, если хотите. Не возможно полюбить шампанское, не выпив его много в течение долгого времени. Нужно уловить его вкус. Понять его невозможно! Шампанское не ребус и не математическая задача. Его можно полюбить или не полюбить.

Вкус шампанского открывается вместе с любовью и чувствованием момента жизни. Необходимо любить и чувствовать летний воздух и морской ветер. Тогда шампанское будет как глубокий вдох. Или любить сухой, морозный, яркий день – и тогда глоток шампанского в тёплом доме зимой напомнит студёный горный воздух или неподвижный зимний воздух в сосновом лесу.

Или когда ты смотришь, глотая шампанское, в прекрасные глаза, вкус шампанского – это вкус желанного и ожидаемого поцелуя.

Вкус шампанского то ясен, то неуловим, но это всегда вкус радости. Мы именно этого от шампанского и ждём.

Для безрадостного человека или для человека в безрадостном состоянии шампанское чаще всего просто кислятина. И спорить с ним по поводу вкуса этого напитка бесполезно.

 

Послевкусие.

Шампанское, как всё прекрасное, весьма коварно. В послевкусии само шампанское как правило не виновато. Послевкусие – это, в случае с шампанским, чаще всего результат правильного или неправильного его употребления или даже поведения.

Иногда достаточно одного бокала изумительного шампанского между многочисленными порциями отличного виски ли превосходной водки, чтобы послевкусие было чудовищным в целом. Но вспоминаться будет именно шампанское, а не виски с водкой. И оно же будет обвиняться в послевкусии.

Так после вечера, когда не хватило остроумия, галантности, умения поддержать разговор, умения танцевать или смелости и решительности, в конце концов… Послевкусие остаётся в виде стыда. Стыдно. Ты же весь вечер пил шампанское. И она пила… Шампанское помогало… Придавало красноречия, галантности, смелости… обволакивало её… А ты чего-то где-то упустил. Подвёл шампанское, которое старалось напрасно. Стыдно-то прежде всего перед ним.

Если пил шампанское без радости, из несоответствующей посуды, пил много и без особых целей – шампанское отомстит.

Но если ты слушал дивную музыку и пил шампанское – оно только улучшило и слух, и звучание.

Если ты был в ударе и хорош, то оно делало тебя ещё лучше.

Много разных прекрасных вариантов послевкусий шампанского. Но самое лучшее – это когда после прекрасного вечера с шампанским ты просыпаешься с ясной головой, вспоминаешь о том, что было, с улыбкой и с радостью думаешь о том, что в холодильнике осталась непочатая бутылка любимого шампанского. Потому что ничего другого не хочется.

Ваш Гришковец